"Обыкновенные чудеса" монастырской действительности

3 июля 2022 08:52

На въезде в Приволжск широко раскинул свои белокаменные строения Свято-Никольский женский монастырь. Раньше это место именовалось Большое Яковлевское село, впервые оно упоминается в деловых грамотах, относящихся к концу XV века. Маленькая часовенка была построена на месте явления Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы. Там, где она сошла с небес, забил родник, а водица, взятая из чудесного ключика, по легенде, исцеляла всякие болезни и немощи.

Молился за тех, кто его избивал

Со временем у святого источника выросла деревянная церковь, сооруженная в честь любимого в округе святого Николая Чудотворца. Правда, тогдашний владелец Яковлевского – потомок боярского рода Пешковых-Сабуровых – в 1568 году, находясь на смертном одре, завещал и село, и церковь Ипатьевскому монастырю: по нему самому и его родителям "в вечный поминок". Однако через треть века приписанные к Костроме земли, выкупленные Фёдором Шереметевым, а вместе с ними и храм вновь "вернулись" на свою малую родину.

 Примерно с этим периодом соотносится житие блаженного Симона Юрьевецкого, о котором нам рассказала настоятельница Свято-Никольского женского монастыря игуменья Анатолия (Баршай). Будущий чудотворец родился в Оделёве, ныне входящем в подворье приволжской духовной обители. С юношеских лет принял подвиг юродства, оставил отчий дом и жил отшельнической жизнью в чащобах близ Юрьевецкого поселения.

Помолиться перед чудотворными иконами в монастырь стекаются паломники и из-за границы.

Однажды жители ближайшего села Ёлнати, отправившиеся в лес по хозяйственным нуждам, увидели странного босоногого человека в ветхой рубахе и, сжалившись над несчастным, привели в дом к местному священнику Иосифу. Юродивый категорически отказывался от добротной одежды и по-прежнему облекал себя в рубище. Он ходил по разным домам, выполняя самую черную работу, в еде довольствовался малым. Подвергался бесконечным насмешкам, а случалось, и побоям от неразумных людей. Блаженный стоически и кротко переносил поношения, не отвечая злом на зло. Симон крепко веровал в то, что "Бог есть любовь", и не только прощал своих обидчиков, но еще возносил за них молитвы.

Настоятельница Свято-Никольского монастыря в своей книге "Он от нас не ушел" приводит нравственную формулу, выведенную одной из игумений Русской церкви Феофилой (Лепешинской) – "терписмиряйсявсехлюби". Думается, именно эта жизненная установка придавала силы блаженному Симону, который всем нанесенным ему обидам противопоставлял смирение и любовь.

Усмирял стихию движением мысли

После 15-летнего пребывания в Ёлнати подвижник ушел в Юрьевец, где избрал любимым местом церковную паперть Богоявленского собора. За подвиг полного самоотречения юродивый Христа ради, говорит игуменья Анатолия, получил дар прозорливости. Так, он предсказал пожар, который случился в городе, и, по легенде, прекратил разбушевавшееся огневище своими неукротимыми молитвами.

Также Симон врачевал недуги, исправлял людские пороки. Говорили, что одним касанием руки, движением мысли он мог избавить от боли, облегчить физические страдания и даже утихомирить природную стихию. Сохранились свидетельства о чудесных явлениях, связанных с житием Божьего угодника. Один из юрьевецких горожан, живший недалеко от Волги, видел Симона шагающим с посохом в руке по ее водам.

После ухода блаженного в мир иной по молитвам над его могилой продолжали совершаться чудеса исцеления. И по сей день люди приходят к раке святого, которая находится в Свято-Никольском монастыре, с просьбами, с глубокою верою в помощь блаженного.

В качестве платы принимала пожертвования на храм

Настоятельница упомянула и имя Матронушки-босоножки, родившейся, как и Симон, на оделевской земле. Претерпев в своей жизни горести и лишения, совершив многие пешие странствия по духовным обителям, Матрона Щербинина оказалась в Северной российской столице, где провела последние тридцать лет своей жизни.

Петербуржцы не переставали удивляться, когда и зимой, и летом видели у часовни "Всех скорбящих радостей" босоногую молитвенницу, одетую в легкие белые одежды. Блаженная стала известна и почитаема не только на рабочей окраине, где обитала в маленьком домике, но и в царском дворце.

Со всех концов большого города к Матроне спешили за помощью. Она безропотно принимала и выслушивала каждого: утешала, исцеляла, предупреждала об опасности. Плату никогда и ни с кого не брала, а лишь просила пожертвовать, сколько не жалко, на храм. В годы воинствующего атеизма могила блаженной затерялась, и только в самом конце 1990-х была найдена и восстановлена.

Сегодня то место в Петербурге, где подвизалась родившаяся в одной из оделевских деревень старица, известно всей России. Имеются свидетельства того, что и после своей кончины Матрона-босоножка по-прежнему спасает оказавшихся в жизненных тупиках.

Падение колокольни стало символом перемен

Общаясь с игуменьей Анатолией, я подметил ее благоговейное отношение к людям, которых невоцерковленный мир называет в лучшем случае странными. В книге матушки самые большие главы посвящены истории ее взаимоотношений с блаженной Любушкой Сусанинской. Настоятельница монастыря вспоминает о том, как та не раз уберегала ее от искушений, выводила из тяжких обстоятельств, однажды даже вымолила от страшной беды.

Удивительное дело, но приблизительно в то же самое время, когда в городе на Неве вспомнили о Матроне-босоножке и стали отыскивать ее могилу, на малой родине юродивой начались подвижки с возвращением храма приволжским верующим. Церковь закрыли в 1938 году и превратили в склад для хозяйственных нужд. В конце 1980-х, казалось, даже само Небо возвещало о назревшей необходимости возвращения народу отобранных у него святынь.

Игуменья Анатолия рассказала о неожиданном и без видимых на то причин обрушении колокольни: "Если учесть, что рядом были жилые дома, играли дети, но никто не пострадал, – это был знак свыше. Почему колокольня обрушилась? Господь показал, что надо вернуть храму его настоящее назначение". И церковь распахнула двери для своих прихожан.

Вскоре в Приволжске появилась Воскресно-Никольская православная община, преобразованная в женский монастырь. Монахини, обосновавшись в новом доме, в первую очередь привели в порядок источник, много лет находившийся в поруганном состоянии: расчистили от мусорной свалки священное место, сделали надкладезную, выстроили купальни.

Многие века православные верят в исцеляющую силу местной родниковой воды.

Все эти события, по определению настоятельницы, не что иное, как "обыкновенные чудеса". "Что может быть более чудес, которые мы видели в восьмидесятые годы, когда один за другим стали восстанавливать из развалин, из небытия храмы и монастыри?! – рассуждает игуменья в своей книге. – Это ведь небо с землей переплелось. Все было просто и обыденно, как будто так и надо, и иначе и быть не может".

В православной школе изучают… китайский язык

Но особое "чудо" Свято-Никольской обители, как считает сама настоятельница, – действующая при монастыре средняя школа для девочек, в которой помимо обязательных предметов, конфессиональных дисциплин воспитанницы учатся рукоделию, церковному песнопению и еще изучают китайский язык. Выпускницы этого учебного заведения без труда поступают в престижные вузы.

Матушка Анатолия поведала, что помолиться перед чудотворными иконами Пресвятой Божьей Матери, испить воды из святого источника в монастырь стекаются паломники не только из Ивановской области. Случаются и заграничные гости.

Насельницы совершают утренние и вечерние богослужения, соблюдают правила, полуночницу, читают молитвы, акафист, кладут поклоны – всё, что положено по уставу. Кроме того, в монастыре много подворий: монахини сажают огород, есть у них и свои поля, освоили животноводство – сами себя обслуживают. Словом, возрожденная из советского небытия церковная жизнь продолжается.

 

Рубрику ведет Илья Надеенский

Читайте также
В Иванове закончился отопительный сезон
17 автобусов большой вместимости смогут выйти на маршруты в Иванове в мае
Ивановские школьники легко вычисляют мошенников, но плохо планируют бюджет