9 декабря 2021
ИВАНОВСКАЯ ОБЛАСТЬ ...

Телефон: +7 (4932) 41-94-81

Email: ivgazeta@bk.ru
Реклама: igreklama@bk.ru
Подписка: igpodpiska@bk.ru

Образование и наука 18 ноября, 09:07 2497

Карнеевское 30-летие в энергоколледже

Станислав Карнеев в музее энергоколледжа.
Станислав Карнеев в музее энергоколледжа.
Заслуженный учитель Станислав Карнеев треть века возглавлял Ивановский энергетический колледж, выдав путевку в будущее тысячам специалистов. Мастера, вышедшие из стен учреждения, сегодня трудятся во многих городах страны. Работать со знаком качества – обязательная установка, которую молодые специалисты получают вместе с дипломами.

Неумолимое время, уводя из настоящего, не щадит ничьей памяти. По жизненным верстам торопливо убегают из человеческого сердца какие-то события, люди, с которыми однажды вместе вышагивали по одним маршрутам. Бесполезно оспаривать тот факт, что всё в этом мире безжалостно преходяще, но только... "не смейте забывать учителей!" Эти хрестоматийные строки поэта Андрея Дементьева настойчиво требуют от всех спешащих по избранной стезе жизни не растрачивать уважения к тем, кто вывел их на стартовую площадку. Именно такая задача – не забывать! – поставлена новой газетной рубрикой, в которой мы будем крупным планом представлять профессиональные и личностные портреты людей, посвятивших себя педагогическому творчеству.

  После его уроков учиться в вузе было несложно

Своим учителем, который помог ему постичь азы управленческой деятельности, Станислав Алексеевич называет прежнего директора ИЭТ, бывшего фронтовика Леонида Манушкина, человека, выковавшего на дорогах войны железный характер, но не утратившего добросердечия. В 1971 году инженер Карнеев вернулся в родной город из Казани, где в энергетическом техникуме около трех лет занимался разработкой тренажеров по релейной защите для изучения сложных электрических схем. В Иванове он был принят на должность заведующего отделением в аналогичное учебное заведение. 

Леонид Фёдорович очень скоро заметил стратегическое умение молодого руководителя видеть и определять перспективы завтрашнего дня, его готовность уже сегодня решать образовательные задачи будущего. О том, что в педагогическом активе нового преподавателя "автоматики" сразу же обнаружили себя смелые методические приемы опережающего характера, говорит нынешний преподаватель электротехнических дисциплин колледжа Татьяна Чернова: "Станислав Алексеевич увлекал студентов производственной направленностью своих занятий. У него мы не только учились читать сложнейшие схемы, но и отчетливо понимали, когда, где, почему сработает релейная защита, предотвращая аварию на объекте. Но, наверное, самое главное – в его отношении к тем, кого он готовил в мастера, когда открывал скрытые возможности каждого студента, раскачивал в нас дремлющий потенциал отличников и хорошистов. Многие из моих одногруппников после окончания техникума получили высшее энергетическое образование. Учиться в вузе после уроков такого дотошного преподавателя было несложно: у нас имелась хорошая базовая подготовка".

Некоторые выпускники возвращались в родной ИЭТ уже в качестве преподавателей.

Получали образование студенты из 18 стран

В 1974-м Станислава Карнеева назначают заместителем директора по производственному обучению. Через три года засобирался на заслуженный отдых Леонид Манушкин и, учитывая профессиональные и человеческие качества Карнеева, рекомендовал его на директорскую должность.

В своей работе Станислав Алексеевич ориентируется на текущие общественные и экономические условия. Так, с переходом страны на рыночные отношения в мастерских техникума начали выпускать полезную продукцию, осваивать производство сложных устройств по проверке реле, востребованных промышленной энергетикой некоторых предприятий Иванова, Москвы, Ленинграда... В организации такого процесса директор видел не только решение практических и хозяйственных задач, он также рассматривал значимую роль реального труда в формировании профессиональных и личностных качеств будущих энергетиков.

Непростой отрезок политико-экономического лихолетья в жизни страны диктовал необходимость инновационных поисков – требовалась перестройка всего образовательного процесса. Открывались новые специальности: "Коммерция в энергетике", "Вычислительные машины, комплексы и системы", "Финансы предприятий". Создавались кабинеты и лаборатории, совершенствовалась учебно-материальная база, внедрялись новые педагогические идеи и технологии, успешно проходила компьютеризация даже рядовых занятий. Велась подготовка студентов из 18 стран мира. Была разработана экспериментальная программа непрерывного обучения "техникум – вуз".

На встречи приглашали комсомольских секретарей

В техникуме ни на один день не останавливалась общественно-полезная деятельность: работали строительные и кормозаготовительные отряды, комсомольский и профсоюзный комитеты, создавались программы художественной самодеятельности, устраивались спортивные баталии, познавательные заседания Клуба интернациональной дружбы. В 1996 году в учебном заведении открылся Гуманитарный центр, деятельность которого целенаправленно обеспечивала общекультурный рост будущих специалистов.

И ни одно из этих мероприятий не проходило мимо глаз директора, он всегда живо интересовался и активно участвовал в их планировании. По инициативе Карнеева в Ивановском энерготехникуме был создан музей, на стендах которого прослеживался многолетний путь старейшего учебного заведения области. Студенты всегда гордились историей своей alma mater, часто собирались за круглым столом, чтобы вспомнить первых преподавателей.

Со временем сложились и закрепились славные музейные традиции: ежегодно проходили встречи комсомольских секретарей разных лет с сегодняшними поколениями студентов, на уроки мужества обязательно приглашали преподавателей, участников Великой Отечественной войны, с которыми всегда поддерживались крепкие связи. К бывшим фронтовикам в колледже всегда было особое отношение. Солдатские мемуары в течение нескольких лет собирали в большую аудиокнигу. Так что и нынешние обучающиеся имеют возможность послушать рассказы о подвигах старой преподавательской гвардии, обеспечившей нам мирное небо над головой.

Эффективное руководство без административного нажима

Вспоминая карнеевский период в жизни энергетического колледжа, бывший замдиректора по воспитательной работе Лидия Шойхет говорит: "Заслуга Станислава Алексеевича – в создании очень трудоспособного творческого коллектива, в сохранении старых и закладывании новых традиций, которые делали нашу жизнь интересной, насыщенной. Общаясь с коллегами, он передавал им такой энергетический заряд, который вдохновлял на педагогические свершения. Мы всегда и везде были первыми и на городском, и на областном уровнях: лучшие в смотрах студенческих общежитий, в художественной самодеятельности, в лыжных и беговых кроссах…"

А еще коллеги тех лет подчеркивают в своем руководителе его глубокую порядочность, уважительное отношение к людям, желание и умение поддержать каждого, помочь поверить в себя, создать в коллективе доброжелательную, бесконфликтную атмосферу. Ивановский энергетический техникум никогда не болел текучестью кадров.

Сам Станислав Алексеевич в юбилейной книге, изданной к 60-летию учебного заведения, условием успешного выполнения любого дела назвал создание команды единомышленников: "...эффективного руководства можно достигнуть при наличии цели, задачи своей деятельности и поиска мотиваций. Тогда работа идет без административного нажима, в обстановке взаимной и творческой инициативы".

Время показало, что Станислав Карнеев за годы своего педагогического труда успешно реализовал заявленные им и проверенные более чем тридцатилетней директорской практикой тезисы, воспитал многочисленную армию специалистов-энергетиков, заложил традиции образовательной деятельности одного из лучших учебных заведений города. Хочется надеяться, что даже неумолимое время не способно вычеркнуть из ученической памяти этот период "ИЭТовской" жизни. 

 Невыдуманные истории

Татьяна ЧЕРНОВА, преподаватель электротехнических дисциплин Ивановского энергоколледжа:

– Как-то в самом начале моей педагогической практики во время объяснения нового материала я обратила внимание на то, что две студентки, прячась за широкими спинами сидящих перед ними парней-одногруппников, оживленно болтают о своем. Я заставила их подняться из-за стола и предложила ответить на вопросы по заданной теме. На болтушек нашло оцепенение. Оставив девчонок в положении "замри!", я увлеклась фронтальным опросом и совершенно забыла о наказанных.

Минут через тридцать звонок возвестил о начале перемены, и только тогда раздался робкий тоненький голосок со стороны, где провинившиеся студентки, вытянувшись по струнке, продолжали изображать изваяния: "А нам всё еще стоять?" Кто-то из сокурсников тут же отозвался: "Продолжайте. Разрешается только сменить позу". И тут же аудитория разразилась дружным смехом.

Ирина ФРОЛОВА, преподаватель истории и права Ивановского энергоколледжа:

– В приемной комиссии принимают заявления для поступления на специальность "Компьютерные системы". На все вопросы за абитуриента отвечает его мама, необходимые документы заполняет она же. Спрашиваю: "А что же ваш сын сам ничего не пишет?" На что родительница отвечает: "Да у него плохой почерк". "А как же он собирается учиться?" "Так он же на компьютере-то всё делает хорошо", – бойко уверяет мама.

 

Рубрику ведет Илья НАДЕЕНСКИЙ

Поделиться

Читайте также в рубрике «Образование и наука»

Лента новостей

Вся лента новостей

Опрос

Какое прозвище памятнику Котельникову вы бы дали?

  • "Снова в школу"
    23.5%
  • "Коробейник"
    27.1%
  • "Счастливый грибник"
    35.3%
  • Бонд
    14.1%
  • Всего голосов: 85.
Голосовать Все опросы Результаты

 

18+

Телефон: +7 (4932) 41-94-81

Email: ivgazeta@bk.ru
Реклама: igreklama@bk.ru
Подписка: igpodpiska@bk.ru

Нажмите Ctrl+Enter,
чтобы сообщить об опечатке