27 июня 2019
ИВАНОВСКАЯ ОБЛАСТЬ ...

Телефон: +7 (4932) 41-94-81

Email: ivgazeta@bk.ru
Реклама: igreklama@bk.ru
Подписка: igpodpiska@bk.ru

Бизнес и экономика 25 января 2018, 13:21 1363

Начало бизнеса - покупка… имени

Кофейня может приносить неплохой доход
Кофейня может приносить неплохой доход
Открыть свое дело – шаг, к которому люди порой готовятся годами. Кто-то создает свой бренд, открывая бизнес с нуля, кто-то предпочитает покупать франшизу, чтобы занять свое место под крылом крупной компании. Но является ли «покупка имени» панацеей от будущих трудностей?

Франчайзинг – это механизм передачи опыта крупной компании более мелким игрокам, которые только выходят на рынок. Раскрученный бренд, продавая франшизу (право выступать под его именем), делится своей репутацией и наработанными принципами с начинающими бизнесменами.

Точки зрения

«Схема выгодна обоим игрокам, - считает кандидат экономических наук Сергей Мишуров. - Крупные помимо немалых денег (как правило, франшиза стоит недешево, а кроме единовременного взноса часто предусмотрены и ежемесячные отчисления) получают новые точки под своим именем, то есть развивают свой бизнес, повышая его устойчивость, а франчайзеры под крылом крупной компании чувствуют себя более уверенно, чем «в свободном плавании».

«Открыть бизнес по франшизе гораздо проще, чем самому, - вторит коллеге экономист Дмитрий Кабанов. – Франшиза – это фактически готовая модель бизнеса, где просчитаны все риски, есть раскрученный товарный знак, рецептура (если это общепит), возможности взять дешевое оборудование  в лизинг и обучить персонал за счет крупной корпорации. Есть и другие плюсы, главный из которых – возможность не тратиться на продвижение и рекламу, что очень важно на начальном этапе».

 

Приходится согласовывать даже режим работы

«Всё началось с книг Роберта Кийосаки, - рассказывает владелица кофе-бара «Coffee Like» модного в крупных городах формата «кофе с собой» Мария Давидовская. - Восемь лет назад они впервые подтолкнули меня уйти от наемной работы в собственный бизнес.

Предприимчивые супруги быстро поняли, что, если открывать дело с нуля, количество вложенных денег и потерянного времени будет примерно равно стоимости франшизы, а то и превысит ее. Кроме того, требуется погружения в тему. Рассматривали несколько вариантов франшизы:  тандырная, барбершоп, хостел, пекарня, крупная кофейня и кофе-бар.

«Когда прикинули вложения, окупаемость, условия покупки франшизы, остановились на последнем варианте, - продолжает Мария. – Пересмотрели предложения нескольких заведений. Чтобы удостовериться в качестве продукта, перед тем как заключать договор, ездили на день открытых дверей. И поняли, что нашли в «Coffee Like» именно то, что искали».

Проблемы при открытии бизнеса по франшизе примерно те же, что и при обычном старте своего дела. Самое главное – где взять деньги на покупку франшизы и дополнительные расходы? «Личных накоплений не было, в итоге нашли инвестора-партнера, который вложил половину и половину дал в долг, - вспоминает Мария. – То есть мы смогли открыться фактически без первоначальных вложений. Еще одна проблема – выбор места. Торговые центры не особо пускают к себе. Пришлось открывать павильон на улице».

Прибыль кофе-бар начал приносить довольно рано, но, к сожалению, предварительные расчеты оправдались не полностью и доход оказался ниже заявленного. Причин, по словам Марии, может быть несколько: сезонность (кофе-бары могут быть «островного» типа и располагаться в торговых центрах, где сезонность не чувствуется, и уличного формата, где смена сезонов ощутима), региональные особенности… Как бы то ни было, у кофе-бара появились постоянные клиенты. В планах Марии – открытие как минимум трех точек в городе. 

Мария Давидовская не отрицает, что у франшизы есть и свои минусы. Это «внушительный паушальный (первоначальный) взнос, который приходится заплатить за пользование торговой маркой, базой знаний, программным обеспечением и прочим; роялти (сумма ежемесячной платы франчайзеру, обычно это процент с оборота); обязательное соблюдение условий управляющей компании, согласование ассортимента и многих других тонкостей, вплоть до цвета мебели и режима работы». Но в целом, считает она, «все эти минусы перекрываются плюсами».    

 

В эпидемию гриппа доходы снижаются

Бизнес врача Ашота Хачатряна, в отличие от дела Марии, вырос из давнего хобби: занятий футболом. «Мне пришла мысль открыть в Иванове школу футбола для детей, - рассказывает Ашот. – В Интернете наткнулся на продажу франшизы «Футболики». Почитал, познакомился с руководителем».

Для Ашота, не имеющего опыта ведения бизнеса, была важна именно поддержка крупного бренда: ведь не секрет, что иногда крупные компании, получив деньги за проданную франшизу, пропадают, оставляя франчайзера с пакетом документов, но без должного сопровождения. С «Футболикой» так не случилось. Проблемы были другие. Например, отсутствие свободных спортзалов. «Залов в Иванове вообще мало, а тех, которые соответствуют стандартам школы, еще меньше, - говорит Ашот. – Поиски заняли много времени». Найти тренеров было легче: преподавать взялись выходцы из «Текстильщика».

Сейчас в «Футболике» занимаются от 20 до 30 детей, и это далеко не предел. Ашот рассчитывает открыть еще несколько залов в разных районах города, чтобы увеличить охват… Доход в этом бизнесе тоже зависит от сезонности: например, летом дети разъезжаются на каникулы, а зимой часто болеют, что тоже сказывается на прибыли. Пока все деньги, которые приносит новое дело, идут на продвижение и рекламу.

«Бизнес по франшизе – это всё-таки дело, которое открыл и разработал другой человек, - рассуждает бизнесмен. – Не факт, что у тебя всё пойдет так же, да еще и в другом городе. Но, когда бизнес уже заработал и ты им управляешь, всё начинает зависеть только от тебя. В целом я доволен той поддержкой, которая была мне оказана». 

       

Ощущение причастности к крупной компании дорогого стоит

Ивановка Елена Тугаринова два года назад купила франшизу интеллектуальной игры «60 секунд». Ранее она уже занималась несколькими видами бизнеса, но все начинания были собственными, с нуля. Франшизу решила купить не ради денег – понравилась сама идея игры. «Она показалась мне гениальной: вывести знаменитое «Что? Где? Когда?» из элитарности, сделать доступной для всех и перенести ее в кафе или ресторан!» – восклицает Елена. Условия приобретения франшизы оказались приемлемыми, и она приняла решение о покупке.

На первую игру пришло довольно много команд. «Я не ожидала, что наша тема пойдет так хорошо, - признается Елена. – У клуба почти 60 филиалов по стране и за ее пределами, а дела у всех идут по-разному: где-то десяток команд раз в две недели играет, а где-то игры проходят чуть ли не каждый день... Мы собираемся раз в неделю, и всегда команд очень много. Видимо, именно такого отдыха и не хватало горожанам».

После открытия «60 секунд» в Иванове начали появляться и другие подобные проекты, но более простого формата – квизы, викторины. А клуб начал проводить и игры «Что? Где? Когда?», в марте планируется игра на Кубок мэра города.  

«За два года работы я познакомилась со многими интересными, интеллигентными, стремящимися к развитию людьми, - говорит Елена. – Играют учителя и врачи, владельцы бизнеса, чиновники, блогеры, менеджеры, офисные работники. Есть семейные, корпоративные команды. В прошлом году даже провели игру в женской колонии!».

Приобретая франшизу, Елена заплатила паушальный взнос, с количества команд в каждой игре платит роялти, а также покупает пакеты вопросов на игру. Часть прибыли уходит на зарплату персонала. Но игроков так много, что любимое дело приносит неплохой доход.

«Если сравнивать бизнес с нуля и работу по франшизе, то последнее для меня оказалось легче, - рассуждает Елена. – Франшиза вселила ощущение причастности к крупной компании. Клуб дает имя и помощь, единый запоминающийся стиль. Мы на связи с руководством и организаторами из других городов: обмениваемся опытом, советуемся, помогаем друг другу. Конечно, есть и минусы. Например, нельзя нарушать правила, установленные главной компанией, даже если ты с ними в чем-то и не согласна».

По словам Елены Тугариновой, в ее случае покупка франшизы была оправданным шагом. Но в последнее время свой бренд стараются продать все кому не лень, даже если он, по сути, и не «раскручен». «Сейчас все предлагают франшизы маникюрных салонов, пекарен, школ балета. Открою секрет: чтобы всё это открыть, не нужна никакая франшиза. Просто компании стараются заработать на продаже своего имени, это тоже своего рода бизнес».

Покупая франшизу, не стоит рассчитывать, что новый бизнес будет приносить прибыль сам, без вашего участия. За каждым успешным проектом, в том числе и по франшизе, стоят долгие месяцы, а то и годы кропотливой работы. Крыло крупной компании может лишь поддержать на начальном этапе, а затем бизнесмена ждет свой собственный путь.

Ксения КАБАНОВА

Поделиться

Комментарии

Комментариев пока нет

Добавить комментарий:

Имя:

Вы можете получать оповещения о новых комментариях — для этого просто зарегистрируйтесь на сайте или войдите.

Читайте также в рубрике «Бизнес и экономика»

Лента новостей

Вся лента новостей

18+

Телефон: +7 (4932) 41-94-81

Email: ivgazeta@bk.ru
Реклама: igreklama@bk.ru
Подписка: igpodpiska@bk.ru

Нажмите Ctrl+Enter,
чтобы сообщить об опечатке