В Кинешме прошел VI международный "Островский-ФЕСТ"

27 августа 2024 10:02

Участие в нем приняли коллективы из Франции, Ирана, Армении, Казахстана и многих российских городов

Организаторы привлекли дополнительные площадки

Желающих приехать на фестиваль было так много, что организаторы ради показа всех спектаклей задействовали дополнительно еще две площадки – городского Дома культуры и школы искусств. Каждый день в программе – от трех до пяти спектаклей.

На официальное открытие приехал губернатор Станислав Воскресенский. Он высоко оценил "Островский-ФЕСТ", особо отметив роль в его проведении директора Кинешемского драмтеатра, инициатора смотра Натальи Сурковой. Внимание руководителя области важно, поскольку только за счет продажи билетов фестиваль на высоком уровне не провести. Зрительский кошелек щадят. Так, студентка Мария купила абонемент на все спектакли за 7500 рублей. То есть каждый просмотр обошелся примерно в 300 рублей.

Первое, что каждый раз бросалось в глаза при подходе к театру – большое количество молодых людей в темно-бордовых майках с логотипом фестиваля. Это и волонтеры, и "кудряшата" – так здесь называют участников студии при театре, которой руководит Андрей Кудряшов. Театральные люди сразу прикинут: а ведь эти школьники приводят в зал своих родных, друзей, одноклассников…

Зрители – не только из Кинешмы. Я видел в зале знакомых из Иванова. Через интернет билеты на фестивальные просмотры купили также жители Москвы, Петербурга, Нижнего Новгорода, Волгореченска, Рыбинска.

Неудивительно, что залы были всегда полные. Даже в утреннее время.

Решили обмануть пограничника, переодевшись в оленя

Артисты, с кем говорил, особо отмечают кинешемского зрителя. В частности, Сергей Лесов из "Школы драматического искусства" (одного из самых популярных театров в столице) сказал: "В начале каждого спектакля мы волевым актерским усилием вовлекаем зрителя в действо. А тут (театр показал комедию по Пушкину "Граф Нулин". – В. М.) кинешемцы с первых минут откликнулись на происходящее аплодисментами, то есть включились в действие. С таким зрителем можно жить". 

"По отношению к нам и в театре, и в городе мы увидели, что в Кинешме живут очень добрые люди, – отметил гость из иранского города Тебриз, режиссер театра "Ойнар" Мэхди Салеяр (он на "Островский-ФЕСТ" приехал во второй раз). – Я удивился вот чему. В других странах на спектаклях часто бывает мало народу (а ездим с гастролями мы много). А тут – полные залы. Видно, что кинешемцы любят не только свой театр, но и театр как вид искусства".

Замечу, что положение театральных деятелей в Иране после исламской революции очень сложное. Театр попал под каток перемен. Закрыт даже когда-то известный в музыкальном мире Иранский оперный театр. И нынешним энтузиастам приходится начинать возрождать этот вид искусства практически с нуля.

Спектакль "Вместе", с которым приехали в Кинешму иранцы – пластическая комедия, где много музыки. Два художника – мужчина и женщина – пытаются пересечь границу. Но у них нет визы (название этого документа – единственное слово, которое звучит в спектакле). Они и пляшут перед пограничником, и поют (хорошо, кстати), и пытаются обмануть стража простеньким фокусом – всё бесполезно. Ночью переодеваются в оленя, идут к границе, но тут в этих краях случайно оказался охотник…

Пьеса – на уровне наивных детских сценок, которые многие из нас самостоятельно писали и ставили во дворах, в пионерских или загородных лагерях. То есть мы увидели первые шаги возрождающегося театра. Но актеры так старались, столько в них обаяния, искренности! Зрители аплодировали по ходу действа, а в конце устроили овацию.

Акцент в сторону моноспектаклей

Есть у фестиваля "Островский-ФЕСТ" важная особенность: театры, приехавшие в Кинешму однажды, стремятся попасть сюда снова. В третий раз принял участие в смотре полюбившийся зрителям Московский молодежный камерный театр. Коллектив отличает трепетное отношение к Слову великой русской литературы.

Год назад мне довелось увидеть работу по поэме и стихам Давида Самойлова, сейчас – "Сияние" по "Белым ночам" Достоевского. И опять успех! Художественный руководитель театра Артём Серов отметил на пресс-конференции, что кинешемский зритель очень открытый и в то же время сложный: он ждет увидеть на сцене качественный материал, талантливую работу актеров.

Фестивали позволяют увидеть, какие тенденции происходят в российском театре. Заметно, что больше стало моноспектаклей. Нередко на сцене всего один актер и минимум декораций. Стол, стул, макет дома, классная доска, школьная парта, корзинка для мусора, указка – это всё, что было на сцене аж в трех спектаклях! Исполнители порой большей частью читают тексты, а театральные приемы используют скупо. Однако на качестве постановок такой минимализм не сказывается.

На фестивале мы увидели и услышали актуальную проблему – трагедию человека в период слома эпох. Это спектакль "Розовое платье с зеленым пояском" театра "Большая Медведица" из Москвы. У коллектива нет своего здания, спектакли показывают в арендуемых залах – сейчас в России это стало обычным делом. Работа москвичей нашла отклик в сердцах и умах зрителей.

 

Отмечу работы талантливых актеров – народного артиста Сергея Паршина в спектакле "Охота жить!", заслуженного артиста Даниила Спиваковского и пианиста, композитора Евгения Борца в "Соло на двоих". Сердце тоже отозвалось! А мысль прочнее всего приживается, ежели прошла через душу зрителя.    

Потребовал добавить в пьесу доброго полицейского

Участие в международном фестивале принял и Луганский академический музыкально-драматический театр – с "Академией смеха". Пьесу японского драматурга Коки Митани поставил Виталий Лясников, это его режиссерский дебют. Второй исполнитель – заслуженный артист Украины Александр Редя.

Сценарист, чью комедию ждут в театре городка, принес пьесу на утверждение цензору. Тот признается, что его еще никому рассмешить не удавалось, а чувства юмора у него нет совсем. Чиновник текст не визирует, требует внести неприемлемые изменения. Например, включить в число героев положительного полицейского (по просьбе городского руководителя этого ведомства) и чтобы обязательно три раза прозвучала фраза "За нашу великую родину!"... И чем быстрее драматург соглашается, тем глупее и неприемлемее становятся требования цензора. В конце концов автор записывается в пехотный полк и уходит на войну. У цензора пробуждаются человеческие чувства к "коллеге", он желает ему вернуться живым. Но подхода к цензорским обязанностям, как он их понимает, не изменяет.

Итальянские семейные страсти от казахских артистов

Третий день фестиваля закончился спектаклем "Школы драматического искусства" "Граф Нулин". Конечно, тексты Пушкина помнит большинство зрителей. Но благодаря блистательной режиссуре, таланту актеров, в первую очередь Олега Охотниченко и Игоря Лесова, знакомые строки заиграли новыми красками. И получился легкий, веселый спектакль, за который зрители благодарили коллектив долго и дружно.

Упомяну еще спектакль "Свободная пара" Русского драматического театра из Костаная. Коллектив из Казахстана принимал участие в IV фестивале "Островский-ФЕСТ". Итальянские семейные страсти мы увидели в исполнении Юлии Кудряшовой и Олега Смирнова. Любопытная деталь: актер родился в Кинешме, жил в деревне близ райцентра – Коротихе и в Долматовском.

Комедия вобрала в себя и опыт недавно пришедшего на сцену стендапа. Причем сделано это к месту, профессионально. Как говорится, все жанры хороши, кроме скучных. Тут же зрители веселились от души.

А потом я видел упомянутых актеров, пришедшими в зал на другие спектакли фестиваля – публика узнавала и улыбалась им, благодарила. Вот эта теплая атмосфера, взаимное уважение зрителей и исполнителей, режиссеров – прекрасная черта кинешемского фестиваля "Островский-ФЕСТ".

Об итогах форума, выводах зрителей, критиков и жюри – в следующем номере "ИГ".

Владимир МАРТЫНОВ

Читайте также
Сергей Лавров дал большую пресс-конференцию
Юрьевец попал на марку
Ивановцы могут узнать все о здоровье ребенка за 40 минут