Андрей Державин: "После концертов есть желание работать еще больше"

22 декабря 2023 11:09

В преддверии концерта в Иванове музыкант согласился на эксклюзивное интервью "ИГ"

"Не плачь, Алиса!", "Чужая свадьба", "Катя-Катерина" – наверное, нет в России человека, который бы не знал этих незатейливых, но очень пронзительных песен, обращающихся к человеческой душе. В начале 1990-­х группа "Сталкер" буквально гремела, выпуская виниловые пластинки и компакт-диски огромными тиражами. Мало кто знает, но с Ивановом "Сталкер" связывают особые теплые отношения, а на студии Андрея Державина до сих пор хранится диплом нашего фестиваля "Красная гвоздика". В преддверии концерта в Иванове музыкант, отметивший недавно 60-­летие, согласился на эксклюзивное интервью "ИГ".

– Андрей, в 1980-­х вы с друзьями основали группу "Сталкер", которой было суждено пройти испытание славой и временем. Сегодняшний "Сталкер" сильно отличается от раннего? Поддерживаете ли вы связь с участниками коллектива тех лет?

– Да, сегодня у нас играют молодые ребята, пришедшие в группу с искренним желанием заниматься творчеством, профессионалы в своем деле, прекрасно владеющие инструментами. А самое главное – знающие электронику. Электроника мне была интересна всегда, а в последние лет пять – особенно, так как мы стали применять самые актуальные технологические достижения в нашей концертной программе.

Что касается старых участников, у нас давняя крепкая дружба, которая, как известно, не стареет. С Сергеем Костровым – бессменным автором текстов песен "Сталкера" – мы активно сочиняем новые, подправляем какие-­то моменты в старых, неопубликованных... Экс-клавишник Виталий Лихтенштейн еще в 1990­-е годы уехал в США, что, однако, не мешает нашей дружбе. Экс-ударник Александр Чувашов давно живет на малой родине "Сталкера", в Ухте, – у нас с ним тоже отличные отношения. 

– Название команды придумано под влиянием культового фильма Тарковского? Как вы полагаете, в чем был секрет успеха группы?

– Прямого влияния творчества Тарковского ни на нас, ни на нашу музыку не было. Хотя, разумеется, все мы знали имя великого режиссера – страна была заклеена афишами его фильмов. Да и книгу "Пикник на обочине" Стругацких мы, конечно, читали. Но сказать, что мы группу назвали в честь Тарковского, я не могу… Название родилось спонтанно, как это чаще всего и бывает. Мы записали дебютную песню, хотели в тот же вечер презентовать ее на городской дискотеке и вдруг спохватились, что у группы нет названия. Тут меня осенило: "А давайте назовем группу "Сталкер"?" Название само сорвалось с языка, всем понравилось и прижилось...

Что касается обрушившейся позднее всесоюзной славы – думаю, дело было в нашей искренности. Нам просто нравится то, что мы делаем.

– Вы довольно активно исполняете старые хиты, написанные еще в 1980-­х. Не возникает желания что-то там подправить или "перекроить"?

– Мы сделали интересный эксперимент: благодаря новым технологиям получили возможность как угодно сэмплировать старые аналоговые звуки, получили и в разы больше возможностей для редакции. Если честно, то я опасался, что когда мы заиграем эти вещи, люди будут сидеть и скучать, ожидая "Не плачь, Алиса!". Что получилось на деле? Когда во время концерта я спрашиваю: "Поднимите руки, кто помнит песню "Звезды", то оказывается, что в зале таковых не менее 30%. А ведь эта романтическая песня – из первого альбома, которая не звучала в телеэфирах и радиоротациях. А люди ее помнят и хотят услышать вживую. В общем, я пришел к выводу, что программу концерта надо составлять вместе с поклонниками – в интерактивном режиме. Должен признать, что, спустя 20 лет возвращаясь к материалу, я опасался, что уже физически не смогу петь так высоко, как тогда. Слава Богу, всё получается.

– А каков средний возраст тех, кто приходит на ваши концерты сегодня?

– Думаю, от 35 лет. Это те, кто слушали нас в 1990-­х и начале нулевых, и те, кто присутствовал еще при рождении группы. Так что сегодня у нашей аудитории широкий возрастной диапазон. В основном это уже состоявшиеся люди.

Однако в последнее время появилась любопытная тенденция: на концерты стала приходить молодежь, а в соцсетях всё чаще и чаще встречаются видео, как девчонки и ребята поют наши песни и большими компаниями, и в одиночку. Иллюзий я не строю, но объяснение этому вижу вполне логичное: в свое время кого-то из них назвали Алисой, кого-то Катей, кого-то Наташей, наверное, не без влияния наших песен. И обращение "Брат ты мне или не брат?" давно ушло в народ. Если эти песни звучали в семьях, то и дети успели полюбить их... 

Знаете, это по-настоящему приятно, когда на автограф-сессиях подходят люди самых разных возрастов, благодарят. Приятно видеть их одухотворенные лица, светящиеся радостью глаза. Это дорогого стоит.

КОНКРЕТНО. Концерт Андрея Державина и группы "Сталкер" состоится 6 января в 19:00 в ивановском ЦКиО.

– Немногие знают, что одно время вы были музыкальным редактором журнала "Комсомольская жизнь", позже – "Пульса". Как сложился ваш "роман" с журналистикой? Писать музыку интереснее, чем писать о музыке?

– Это совсем разные вещи. Должен сказать, что журналистом я себя никогда не чувствовал и заслуг себе в этой области никаких не приписываю. Но опыт был действительно интересным – тогда вообще появлялось много новых возможностей, хотелось попробовать себя во всём. До меня, кстати, музыкальным редактором "Комсомольской жизни" был Владимир Пресняков-младший.

Вспоминаю это время с теплотой. У нас была замечательная редакционная команда. Сам я не писал каких-то критических разборов, но делал заметки о музыке. Был прекрасный шанс высказывать свое мнение со страниц печатного издания. Мне нравилось, и было интересно. Речь шла не о ежедневной работе, скорее это было приятным дополнением к моей музыкальной деятельности.

– Вы – автор нескольких саундтреков для кино и мультфильмов. В частности, композитор 19­й и 20­й серий культового мультфильма "Ну, погоди!". Как вам работалось над этим проектом? Писать музыку к мульт­фильмам сложно? 

– Чувствовал большую ответственность. Понимал, что не имею права сделать плохо. Вообще это, конечно, было настоящим подарком судьбы, когда Алексей Котёночкин пригласил меня сделать саундтрек. Над новыми сериями работала замечательная команда. Довелось сотрудничать с легендарным сценаристом Александром Курляндским, автором всех выпусков "Ну, погоди!", и с Эльзой Бабахиной, много лет работавшей и в Дирекции программ Комитета по телевидению и радиовещанию СССР, и главным редактором студии "Мульттелефильм" ТО "Экран", позже – "Союзмультфильм". Это огромный труд – ручной, кропотливый. Ведь 13­минутная серия делается полгода! Если это настоящий рисованный мульт­фильм, то по-другому никак. В общем, я постарался не уронить флага. Как получилось – оценивать зрителям. Кстати, маленький секрет: в сцене, где волк играет на балалайке, партию на инструменте исполнял сам Алексей Котёночкин.

– Как вы отдыхаете после гастролей? Бывает потребность "подзарядить батарейки"?

– Давно заметил: чем больше работаешь, тем меньше устаешь. Конечно, накапливается физическая усталость, но это приятная усталость. На самом деле у меня после концертов желание не расслабляться, а, наоборот, продолжать, поэтому мы стараемся делать концерты такими небольшими турами. Чтобы не выматываться, а находиться в тонусе.

А по поводу расслабления... Самый лучший отдых – это смена деятельности. Меня так учил папа. Устал работать – сделай что-нибудь другое. И потом... Всегда можно поработать над собой (смеется) – это тоже полезно.

– В Иванове вы были неоднократно – и с группой "Сталкер", и с сольным проектом Андрея Державина. Какие впечатления остались о нашем городе? Не удавалось ли побродить по нему? 

– В моей студии до сих пор хранится диплом фестиваля "Красная гвоздика" (предшественник "Дней российской культуры". – К. Ш.), торжественно полученный группой "Сталкер" в Иванове в 1990 году. С тех пор мне много раз доводилось бывать в этом городе. Помню отличную ивановскую группу электронщиков "Танцы на воле" – они очень драйвово играли. Знаю, что они до сих пор существуют, и уже на всероссийском уровне. Шлю им привет, желаю удачи и слушательской любви. Будет здорово, если и на новом витке истории нам доведется выступить вместе.

 
СПРАВКА "ИГ". Андрей Державин родился 20 сентября 1963 года в Ухте, Коми АССР. Советский и российский музыкант, певец, композитор, аранжировщик, лидер группы "Сталкер". Окончил Ухтинские музыкальную школу по классу фортепиано и технический университет (инженерно-строительный факультет). Со школьных лет играл в самодеятельных группах (на клавишных и гитаре). 
В 1985 году с друзьями по институту организовал группу "Сталкер". Вскоре ее пригласили в республиканскую филармонию, после чего коллектив объехал с гастролями всю страну. В 1990-­м группа "Сталкер" стала победителем Всесоюзного фестиваля "Песня года" с песней "Не плачь, Алиса!". После распада СССР артист вел сольную карьеру. С 2000 по 2017 год был клавишником группы "Машина времени", которую покинул, чтобы воссоздать "Сталкер".

Беседовал Константин ШПРИНГЕР

Читайте также
В обновленном отделении больницы №4 в Иванове откроется Межрайонный эндокринологический центр
К Пасхе в Иванове организуют места для отправления автобусов на кладбища
В Ивановской области по федеральному проекту отремонтируют школы, стадион и музей