Накормят и печь затопят
По информации департамента соцзащиты, в Ивановской области бесплатно могут воспользоваться услугами соцработников дети, лица, пострадавшие в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов, участники и инвалиды Великой Отечественной войны, граждане, среднедушевой доход которых ниже прожиточного минимума.
В октябре список категорий граждан, которым соцзащита может бесплатно выделить соцработника, расширился. Теперь помощь могут получить и пожилые родители участников военной спецоперации, а детям воинов она предоставляется вне очереди. Например, соцработник может присмотреть за детьми, если маме нужно уйти по делам.
Перечень дел, которые входят в обязанности соцработников, довольно длинный. По информации департамента социальной защиты, сотрудники могут покупать на деньги подопечных и приносить на дом продукты, товары первой необходимости, средства гигиены и ухода, книги, газеты и журналы.
В соцпомощь также входит приготовление еды, уборка, кормление (если нуждающийся в помощи не может есть сам), оплата жилищно-коммунальных услуг и услуг связи, сдача вещей в стирку, химчистку, ремонт, покупка топлива, топка печей, обеспечение водой жильцов домов без водопровода. Соцработники помогут сделать ремонт, присмотреть за детьми, отправить письма и даже написать их, если подопечный сам не в состоянии.
Маленькие зарплаты провоцируют хамство?
Однако качество услуг, которые оказывают соцработники, не всегда устраивает инвалидов и пожилых людей. Ивановская пенсионерка Мария Гадяцкая сомневается в квалификации некоторых специалистов, которые навещают ее и соседей.
"Они бывают некомпетентны в определенных вопросах, хотя часто имеют дело с тяжелобольными людьми. Некоторые и вовсе ведут себя с подопечными не лучшим образом, хамят, обсчитывают, когда покупают продукты, – сетует читательница "ИГ". – Думаю, это от того, что у соцработников маленькие зарплаты – они совсем не держатся за свое место. А из-за большой текучки кадров иногда приходится брать случайных людей, без какого-либо опыта".

"В соответствии с профессиональным стандартом "Социальный работник" специалисты проходят учебный курс по оказанию первой медицинской помощи – при поступлении на работу и далее раз в три года. Кадровые службы центров социального обслуживания проводят обучающие семинары и организуют вебинары по уходу", – возражают в пресс-службе департамента соцзащиты. В 2022 году повышение квалификации прошли 95 социальных работников, образовательные программы – 134, обучающие семинары и вебинары – 516.
Зарплата данных специалистов зависит от опыта, стажа, профессиональных умений и навыков, нагрузки и количества отработанных часов. Сумма складывается из оклада, компенсационных и стимулирующих выплат.
"Размер ежемесячной выплаты компенсационного характера за специфику работы – 15%. После трех лет непрерывной службы в учреждениях социального обслуживания к окладу прибавляется надбавка за стаж – 20%, после пяти лет ее размер увеличивается до 30%", – уточнила пресс-служба.
По нормам один сотрудник может обслуживать 11 человек, проживающих в благоустроенном жилье, 6 человек из домов без коммуникаций, 2 человек с проблемами со здоровьем.
Кошка тоже стала подопечной
67-летняя Надежда Смирнова из Вичугского района перенесла инсульт в 2017 году – отказала правая часть тела. Сначала ей помогал сын, но возможности постоянно жить рядом с матерью у него не было. Решили нанять соцработника, и сейчас проблем с бытом нет: специалист помогает с гигиеной, кормит подопечную, переодевает, меняет постельное белье и моет посуду.
"Поначалу было трудно привыкать к чужому человеку. Я стеснялась о чем-то просить и просто была благодарна за то, что она для меня делает. Покормили – и уже хорошо. Но когда не можешь двигаться, деваться некуда – приходится находить общий язык, даже в каком-то смысле дружить", – рассказала "ИГ" Надежда Смирнова.
По словам пенсионерки, сейчас у нее с соцработником полное взаимопонимание. Женщины созваниваются, договариваются, что нужно принести из магазина. Надежда Смирнова признается, что сейчас даже немного "разбаловалась" и начала просить женщину покупать книги и кроссворды.
Постоянно находиться дома непросто, поэтому соцработник сажает Надежду на коляску и вывозит погулять во двор. "Это была ее инициатива, – рассказывает вичужанка. – Мне хватило бы обычного проветривания несколько раз в день. Но честно, прогулки меня даже как-то оживили, так что я теперь сама прошусь на улицу".
С Надеждой Смирновой живет кошка Алиса, поэтому соцработник ухаживает и за ней – покупает корм, вычесывает и моет кошачий туалет.
Также к женщине по необходимости приходит соседка, а по вечерам приезжает сын, чтобы приготовить еду.
Если комфорт и безопасность близкого дороже денег
Услугами соцработников от государства предпочитают пользоваться не все. Кто-то не доверяет незнакомцам и ищет сиделок через друзей или родственников.
Ирина Волкова из Иванова после инсульта восстановилась частично, и семья сразу же решила найти специалиста по уходу. На онлайн-площадках с объявлениями искать не стали – контакты подсказали друзья. В месяц на "зарплату" сиделки уходит около 15 000 рублей.
"Деньги немаленькие, но уверенность в том, что моя мама живет в комфорте и безопасности, мне дороже. Девушку-сиделку я знаю давно, она помогала маме моих друзей. Честно, мы уже стали как одна семья – даже ездили один раз отдохнуть на дачу все вместе", – рассказывает дочь Ирины Волковой Анна.
По ее словам, со знакомой сиделкой проще договариваться, а график визитов можно подстраивать под свой образ жизни. Когда Анна Волкова задерживается на работе, она просит девушку остаться подольше, а когда внезапно появляется свободное время, может, наоборот, отпустить пораньше или совсем не приглашать.
Из бухгалтера – в сиделки
Наталья Сироткина из Иванова работает сиделкой у престарелых уже десять лет. До этого девушка была бухгалтером в одной из ивановских компаний, но после закрытия организации осталась без работы. Наталья искала любую вакансию, и в интернете нашла объявление о поиске сиделки.
"Раньше я три года ухаживала за своей мамой. Потом она, к сожалению, умерла. Но я научилась базовым навыкам ухода за больными, поэтому в целом не было сомнения, что справлюсь и с чужим человеком", – рассказала "ИГ" собеседница.
За десять лет Наталья ухаживала за тремя женщинами. По ее словам, с каждой из них было полное взаимопонимание. В обязанности Сироткиной входили уборка, готовка, гигиенические процедуры, а иногда даже массаж. Рабочий день в среднем длился восемь часов, пока родственники трудились, но иногда приходилось оставаться на ночь и даже жить 10 дней, когда родные подопечной уехали в отпуск.
"Когда дети сказали, что планируют отпуск, я даже не стала возражать. Им тоже надо отдыхать, а я все-таки уже взяла на себя часть ответственности за их маму. Дома всегда было чисто и без моего участия – это всё заслуга дочери той бабушки. Очень часто она готовила еду и для меня, по праздникам мы делали друг другу подарки", – рассказала собеседница.
На время проживания дочь подопечной выделила Наталье Сироткиной отдельную комнату, купила новое постельное белье и привезла телевизор.
Женщина рассказывает, что работа сиделкой – это не просто выполнение определенного списка дел. К каждому человеку нужно найти подход и с каждым выстраивать доверительные дружеские отношения. Многие родственники больных поначалу присматриваются и относятся с недоверием.
"Я думаю, от этой "притирки" друг к другу сначала никуда не денешься – надо доказать, что ты порядочный человек. Родственникам тоже тяжело, ведь оставлять очень уязвимых родителей на незнакомых людей – это всё равно риск", – уверена Наталья.
Уходить из профессии женщина не собирается – привыкла. Желание помогать людям она чувствовала в себе со школы. Тогда она вместе с друзьями организовала команду "тимуровцев" и помогала бабушкам и дедушкам друг друга.
…Таким образом, желательно, чтобы соцработник был не только профессионалом своего дела, но и обладал лучшими человеческими качествами – умением найти подход к каждому, выслушать и искренним стремлением помочь подопечному.