Как известно, в нашем регионе не используется более 400 тысяч гектаров земель сельскохозяйственного назначения. Примерно 300 тысяч из них – это пашня. «Но только в отношении 70 тысяч гектаров известны собственники», – не раз напоминал директор департамента сельского хозяйства Евгений Астафьев. Здесь свою работу должны усилить местные органы власти, которым лучше известно о состоянии и востребованности сельхозугодий.
Процесс изъятия земель у нерадивых собственников начался. Поможет ему и недавно принятый областной закон, по которому иностранные граждане и юрлица, а также лица без гражданства могут пользоваться сельхозземлями только на правах аренды. Это касается и субъектов рынка, где доля иностранцев в уставном капитале свыше 50%. По инициативе муниципалитетов уполномоченный орган может через суд принудить их продать участок или долю через торги.
Но самое главное: отныне общая площадь сельхозтерриторий, находящаяся в собственности одного владельца, не должна превышать 20% от всех угодий муниципалитета. Если эта норма нарушена, начинается процедура изъятия земельных излишек через суд.
Латифундисты, или крупные собственники сельхозземель, тем более неиспользуемых, есть в каждом районе. В руки местной власти даются серьезные рычаги борьбы против монополистов и нерадивых хозяев пашни и пастбищ.