Приходила на урок в платье от Коко Шанель

5 октября 09:10

Читательница "ИГ" поделилась воспоминаниями о своих школьных учителях

Я должна была написать о моих учителях давным-давно, когда они еще были живы… Мою первую учительницу в 7-й ивановской школе звали Олимпиада Феофановна. Сложно было произносить ее имя. И была она очень строга. Мы даже ее побаивались.

И вдруг в третьем классе (это был 1958 год) нас встречает девушка в роскошной юбочке и кофточке в полоску. Мы приняли ее за пионервожатую. А это была наша новая учительница Тамара Кемарская. Вместе с ней в класс пришло счастье, доброта и улыбка. Изменилось всё: троечники стали хорошистами, хорошисты – отличниками. В школу мы не просто шли, а бежали. Класс в одночасье стал дружным. Мы занимали первые места по сбору макулатуры и металлолома. Самые красивые карнавальные костюмы (а время было сложное) делали тоже мы.

Вот так круто повернул нашу детскую жизнь всего один человек – наша Тамара Дмитриевна. Мы ее обожали. А она любила нас. И свет ее любви доходил до каждого из нас… Я смотрю на старое фото четвертого класса и вижу девочку с глазами, полными слез. Это я. Меня послали за завучем, а когда я вернулась, места рядом с Тамарой Дмитриевной оказались заняты. Это была катастрофа!

Вот такими должны быть учителя. Особенно в младшей школе, потому что начало учебного года – стресс для ребенка. Нам повезло: 1 сентября для нас стало счастьем.

Когда нас перевели в 58-ю ивановскую школу, учителем-филологом и классным руководителем стала Юлия Милевская. Она часто говорила: "Ребята, вам повезло родиться в центре России. Вы должны научиться грамотно писать и правильно говорить". И одну треть уроков мы занимались разбором слов и предложений. Еще помню: если ученик приходил в класс после болезни, Юлия Константиновна после уроков объясняла пропущенный материал.

Как-то в седьмом классе она задержала меня в перемену: "Ты очень хорошо пишешь сочинения. Читай больше. Заведи дневник и записывай, что тебе интересно, что волнует". А когда Юлия Константиновна читала нам стихи, всегда подходила к окну. Ее лицо становилось каким-то просветленным. Голос был негромкий, и мы вслушивались в каждое слово.

Мы относились к ней с большим уважением. Она жила на соседней улице от моего дома. Когда встречала меня уже взрослую, всегда интересовалась моей жизнью. Хотя уже не работала в школе, была безукоризненно одета, с аккуратно прибранными волосами. На всю жизнь оставалась примером для нас.

А в девятом классе нас ожидал сюрприз! Ирина Миловская была просто уникальным учителем. Во всём – от модных шпилек до уложенных густых рыжевато-золотистых волос. Всегда одета в черное платье чуть ниже колен с воротником и манжетами. Позднее мы поняли, что это маленькое платье от Коко Шанель. И тонкий аромат дорогих духов, и легкий макияж.

И была она, конечно же, красавица. Мы называли ее Ирочка Милосская. Ее хотелось не только слушать, но и любоваться. На уроках класс замирал, внимал и вдыхал ее аромат.

Таких уроков в 1960-е годы не было ни в одной школе. К нам приходили преподаватели вузов, журналисты, художники, писатели. Мы вдруг стали театралами и любителями музеев. От Ирины Дмитриевны мы впервые узнали о Цветаевой, Евтушенко. Стали читать журнал "Юность". Записала нас в университет старшеклассников, и после уроков мы ходили заниматься в институт.

Потрясающая наша Ирочка, как мы тебя полюбили! И это чувство было взаимно. Ибо только любящий детей учитель может отдавать себя в полной мере. А была она тоже совсем молодая, за два года до этого окончившая институт.

Моя подруга жила в одном подъезде с родителями Ирины Дмитриевны. Зимний вечер, я в гостях у подруги. Вдруг звонок. На пороге – наша учительница в брюках, свитерочке, в руках – книги. Мы остолбенели. Не знали, как себя вести. Она выпила чайку, села в кресло, поджав ноги под себя. В тот вечер рассказала о своей первой любви, о своем муже. Будто знала, что нам, 17-летним, это интересно. И с того вечера мы воспринимали ее как мудрую старшую сестру.

Сейчас мне 76 лет. В небесных далях мои родные учителя. Но их уроки не прошли даром. Всё, что есть во мне толкового, доброго, светлого – от них. Я помню их всегда. Низкий вам поклон, дорогие мои учителя! Благодарю вас за то, что мое детство и юность были освещены светом вашей любви и доброты.

Татьяна ПОДГОРНАЯ

Читайте также
Вселяет в учеников веру в себя
Как ивановцы справляются с отсутствием мобильного интернета
Индия планирует развивать сотрудничество с ивановскими текстильщиками