Тексты песен хороши и в отрыве от музыки
На творчестве Александра Непомнящего выросло не одно поколение юношей и девушек, многие из которых даже не знают, что Александр – наш земляк, выпускник Ивановского госуниверситета.Непомнящего знали во многих уголках России: ждали концерты, заслушивали до дыр магнитоальбомы. С ним не всегда соглашались, но ему верили. Потому что не поверить человеку, обладавшему таким фантастическим обаянием, было невозможно.
Александр – один из солдат той самой, может быть последней, духовной войны, рок-войны, накрывшей руины советской империи в конце 1980-х. Вокруг его поэзии ходило немало споров. Но время, как известно, всё расставляет по своим местам – в столичных издательствах выходят книги стихов Непомнящего и диски с его песнями, которые актуальны и сегодня.
Кстати, существует точка зрения, будто рок-тексты – не стихи для чтения по бумаге. На самом деле это мнение зачастую служит оправданием более чем посредственного материала большинства рок-исполнителей. Стихи и тексты песен Непомнящего нисколько не теряют и в отрыве от музыки.
"Справедливо говорится, что каждый поэт транслирует в мир то пространство, которое он носит в себе. По песням и стихам Непомнящего слышно, что он прежде всего глубочайший лирик, не равнодушный к окружающему. Ранимый и очень добрый человек с богатейшим внутренним миром. Настоящий поэт эпохи перемен. Оттого-то и заносило его временами в ряд протестных движений, существовавших в стране в те лихие годы", – вспоминает бард, его знакомая Мария Махова.
СПРАВКА. Александр Непомнящий (16 февраля 1968 года, Ковров – 20 апреля 2007-го, Иваново) – русский поэт, бард, рок-музыкант. В начале 1990-х стал лауреатом фестиваля "Оскольская Лира", был неизменным членом жюри этого смотра. В 1997-м окончил филологический факультет ИвГУ. Аспирантуре на тему поэзии Иосифа Бродского предпочел путь вольного поэта и музыканта. Участник патриотических движений, организатор фестиваля против бомбардировок силами НАТО Югославии в Иванове на площади Пушкина в 1999 году. Непомнящий выпустил порядка 15 альбомов. После его смерти в столичном издательстве "Выргород" вышла книга стихов поэта, там же готовятся к изданию воспоминания об Александре Непомнящем.
Ходил в рваных ботинках и нестираных джинсах
Свою недолгую жизнь Александр Непомнящий прожил ярко, успев сделать удивительно много. Наверное, оттого, что никогда не терял времени, жил, что называется, на разрыв аорты, каждый раз выступая, как в последний…
Сначала жил в родном Коврове Владимирской области, потом окончил ИвГУ и поселился в небольшой коммунальной квартире в одном из фабричных районов Иванова.
Наверняка большинство людей, встречавших на улицах этого человека с изумленным взглядом не по возрасту детских глаз, и не подозревали, что перед ними большой поэт, на чьи регулярные концерты собираются полные залы в Москве и Санкт-Петербурге, в Воронеже и Ставрополе. Саша жил скромно, в каком-то параллельном современному миру измерении. Ходил в рваных ботинках и нестираных джинсах, нисколько не смущаясь этого. Не замечал ничего бытового. Впрочем, так обычно и живут настоящие художники, не стремящиеся к театральной шумихе вокруг собственной персоны.
Впервые я увидел Непомнящего в 1998-м – посреди тотального дефолта и безвременья разрухи, посреди толп, перекрывающих трамвайные пути. Длинноволосый, в черной джинсовой рубашке, посреди людей, жаждущих хлеба и пенсий, он исполнял, аккомпанируя сам себе на видавшей виды гитаре, свои песни о Вечном. О Вселенской Весне, о человеческом достоинстве – этим он, безусловно, выделялся и "цеплял"…
То же повторилось и в апреле 1999-го – во время митинга протеста против действий НАТО в Югославии, проходившего в Иванове на площади Пушкина, непосредственно перед Дворцом искусств. Люди собирались, а Александр пел о Вечном. И был в этом и высокий смысл, и гражданская позиция…
Уже тогда Непомнящий говорил о том, что цель западного альянса – оторвать Украину от России и тем самым пытаться шантажировать нас. Ведь, по словам музыканта, "от Украины до Москвы танки идут всего-то восемь часов".
Лекарство для душ, израненных обыденностью
А в апреле 2007-го Александра Непомнящего не стало… Остались песни. У кого-то – осыпающиеся от времени пленки, у большинства – записи в бездушном формате mp3.
В этих песнях – психоделические колыбельные, детство, сказки, нездешние чудеса, радость обреченных и наивная вера в то, что в конечном итоге, невзирая ни на что, всё образуется и будет хорошо. Наивная вера, которая сегодня как никогда нужна и важна нам.
Творчество Непомнящего (с ним можно познакомиться на сайте nepomn.ru) – лекарство для душ, израненных обыденностью. В его стихах – целая вселенная. Огромная, живая, непричесанная вселенная, в которой единственно неизменно одно – доброта и наивное желание сделать мир лучше.

Ольга Непомнящая обожала пародии супруга, например на песни Татьяны Булановой
Из интервью супруги музыканта Ольги Непомнящей.
– Ольга, расскажите, пожалуйста, как вы познакомились с Александром?
– Прекрасно помню этот момент. Я училась в ИвГУ и знала, что есть такой поэт Александр Непомнящий. Но лично мы знакомы не были. И вот однажды Рома Охотников, известнейший в хиппи-тусовке персонаж по прозвищу Олдовый, привел Сашу ко мне в гости, чтобы тот спел. У Непомнящего вообще была постоянная потребность петь. Особенно если рождалась новая песня.
В среде хиппи не было особенных церемоний, но Саша поразил меня своей тактичностью, воспитанностью, интеллигентностью. Мы пили чай со смородиновым вареньем, он пел, и мы рассуждали о группе "Роллинг Стоунс"… А ближе дружить мы стали, когда он перевелся на наш курс.
– Он ведь поступил в ИвГУ уже после армии?
– Он служил во внутренних войсках в Кемерове в 1987-1989 годах. В армии у него начались серьезные проблемы с ногами – на всю жизнь остался шрам. Второй год службы он, слава богу, играл в оркестре. Вообще он часто говорил о том, что вернулся в какую-то иную страну. В ИвГУ он изначально поступал на юридический, но не получилось. На рабфаке его убедили, что ему надо на филфак.
– Было что-то такое, чем Александр восхищал вас помимо поэзии?
– Интеллект. И еще он великолепный музыкант, чего практически никто не замечает. Почему-то людям кажется, что это бардовское трень-брень из трех аккордов. Но вы попробуйте. Там некоторые аккорды доступны разве что людям с консерваторским образованием. Он обладал абсолютным слухом. Практически с ходу на пианино мог подобрать любую непростую мелодию.
А еще – удивительное чувство юмора. Его не получивший распространения альбом "Прелесть" на острые политические темы был уморительно забавен. И конечно, я обожала его пародии… Например, на песни Татьяны Булановой. Он так смешил меня.
– Как ухаживал Александр Непомнящий?
– Мы же были совершенно нищие студенты, на дворе начало 1990-х. И вот Саша всегда приносил мне пакетик чая "Пиквик". Мы сидели и пили этот чай, разговаривая. Заваривали пакетик раз по восемь.
– В нем был очень жив внутренний ребенок, как я понимаю. А о своем детстве он много рассказывал?
– Он был типичный советский ребенок, дитя интеллигенции. Они с родителями ездили на все курорты Чёрного моря, ходили на демонстрации. Его это абсолютно всё восхищало. Родители часто были на работе, и много времени он проводил с бабушкой, которую очень любил. А еще он рассказывал, как праздновали его дни рождения: лепили пельмени дома, приглашали друзей. У немногих советских семей дома был кинопроектор – он с друзьями обожал смотреть мультфильмы "Ну, погоди!". Сашка всегда ассоциировал себя с Волком.
– Он был ранимым человеком? Переживал, если его кто-то не понимал?
– Да. Очень. Он мог лежать на кровати, уткнувшись носом в стенку, оттого что кто-то не понимает его песни…
– Александр Непомнящий недооценен?
– Однозначно. По большому счету мало что изменилось. Мне кажется, что многие из тех, кто его слушает, смысла не понимают. Его всё время пытаются загнать в какие-то рамки. То в православные, то в политические. Я убеждена, что этого делать категорически нельзя. Непомнящий – очень глубокий поэт, которому подвластны тончайшие вибрации человеческой души. У него масса цитат, и каждая – ключ и шифр одновременно. У него практически каждая строчка многопланова, и в каждой есть ключи к его творчеству.