Семерых директоров «пережил»
Мы сидим на лавке у дома самого бывалого ветерана сельского хозяйства в Ильинском районе. Вячеслав Александрович родился в год начала Великой Отечественной. Первую свою посевную встретил (подумать только!) более 60 лет назад прицепщиком колхоза «Красный Октябрь», что был в селе Веска. Лишь годы армейской службы да работа в паре «некрестьянских» организаций после выхода в запас вычли из земледельческого стажа Вячеслава Александровича несколько лет.
Вот уже 46-ю весну встречает Соловьёв в одном и том же хозяйстве – ныне ЗАО «Ильинское», а ранее совхозе «Алексеевский». «Семь директоров при мне сменилось, – вспоминает ветеран. – Одни на повышение уходили, другие не срослись с сельским хозяйством. Сколько ровесников давно спокойно живут на пенсии, а я от рычагов, штурвалов да руля так и не подался ни к работе с двумя выходными, ни к домашней неспешности».
Это только кажется, что труд механизатора и водителя однообразен и каждый год повторяется: одни и те же поля, одни и те же дороги... С той самой первой посевной, когда 14-летний прицепщик Слава Соловьёв двухсменно работал на гусеничном дизельном тракторе с наставником Анатолием Тарелкиным, выпало много перемен в его жизни.
В Германии пришлось побыть… акушером
Любознательность и знание разной техники (до призыва в армию Соловьёв выучился также на шофера), помноженные на врожденное крестьянское трудолюбие, не раз открывали перед Вячеславом дороги далеко за пределы нашей области.
В далеком 1962 году в числе группы из 22 ивановских механизаторов он как ударник труда был направлен на помощь хлеборобам Хакассии, где уборка затянулась из-за погодных условий. «Таких просторных полей, как под Абаканом, я нигде больше не видел, – до сих пор с удивлением вспоминает бывший комбайнер. – За смену делали всего три-четыре круга, так длинны были гоны. За моим комбайном закрепили несколько грузовиков, чтобы из-за их дальних рейсов исключить простои уборочной техники. А комбайнов одновременно выезжало 120 единиц!.. Не в укор, а для сравнения: в самых развитых аграрных районах нашей области площади под зерновыми сегодня в 15 раз меньше».
И еще одну командировку частенько вспоминает Вячеслав. 44 года назад его, единственного комбайнера от Ильинского района, послали изучать новую технику на курсах при заводе-изготовителе в Ростове-наДону. Причем задача была не только самому освоить самую современную по тому времени «Ниву», шедшую на смену комбайнам серии «СК», но и по возвращении поделиться знаниями с земляками-механизаторами...
Много интересных поворотов совершила судьба за промелькнувшие десятилетия. А случаи порой поджидали такие, что только ахать приходится, на былое оглядываясь. Скажем, в Германии, где Вячеслав служил шофером при военно-медицинской части, довелось ему как-то доставлять за сотню километров… роженицу. Почему-то она оказалась без сопровождения врача или фельдшера. В пути у женщины начались роды. Так и пришлось остановить машину и переквалифицироваться в акушера…
На фасаде дома – портреты Маркса и Ленина
Память человека странно устроена: надежно храня какие-то эпизоды, она порой обходит, казалось бы, более важное. Вот и сейчас Вячеславу Александровичу никак не удается вспомнить, сколько звезд по итогам той или иной страды красовалось на бункере его комбайна, или в какие из весен кабину трактора украшал красный вымпел (были такие, на мой взгляд, ныне незаслуженно забытые знаки отличия и признания земледельческого труда)…

Портреты классиков когда-товисели в парткабинете совхоза.
Мы беседуем под портретами Маркса и Ленина, вывешенными на наружной стене дома Соловьёвых, в тени, чтобы не выгорели. Здесь же – изображения советских государственных наград. Нет, это не идолопоклонство (которого, кстати, и сегодня в нашей жизни хватает). Соловьёв вспоминает не вождей, а время, в котором он жил и трудился в начале своей биографии. Потому-то четверть века назад и подобрал Вячеслав Александрович выброшенные из парткабинета совхоза лики классиков марксизма. Нельзя овеществленную историю на свалку выбрасывать!
…Утром он опять выгонит из домашнего гаража свою «Оку», чтобы добраться на ней до другого гаража, где его дожидается далеко не новый казенный «уазик». С возрастом трактора и комбайны пришлось оставить, но ездить по большакам и проселкам здоровье до сих пор позволяет, что подтверждают и медкомиссии. Вот и крутит баранку Соловьёв в свои семьдесят пять.
«Нет пока ему равноценной замены, – говорит директор «Ильинского» Станислав Можарин, сам ветеран и патриот крестьянского труда, только чуть моложе. – Таких сросшихся с деревней и с работой на земле людей, как Соловьёв, найти непросто. Жизненные дороги не только в километрах измеряются, а и временем в пути».