За знаниями – если начальник раскошелится
Директор ивановской школы бизнеса «Линк» Екатерина Шумакова рассказала «ИГ», что спрос на обучающие семинары достаточно высок среди топ-менеджеров, и предложение его стремительно догоняет. «В основном наши клиенты – юридические лица, – говорит она. – Руководитель отправляет своих подчиненных на обучение, так как понимает: без новых знаний двигаться вперед невозможно. Приходят даже представители микробизнеса. А вот люди, работающие по найму, очень редко приходят к нам по собственному желанию. Видимо, считают это чем-то второстепенным».
«Менеджеры приходят учиться редко. Казалось бы, интерес к обучению должен особенно возрасти в кризис, когда старые методики уже не работают. Но почему-то этого не происходит, – рассказывает руководитель консалтингового центра «Паллада» Елена Тихонова. – Возможно, жалеют денег, которых у бизнеса и так всё меньше».
Очевидно, как бы разнообразны и увлекательны ни были предлагаемые тренинги, семинары и игры, без заинтересованности обучающихся и их стремления получать новые знания пользы для бизнеса не будет. А уж откуда черпать новое – из лекций популярного спикера за большие деньги или из Всемирной сети бесплатно – каждый решает сам. |
Представитель городского центра развития предпринимательства «Территория роста» Анна Кожаткина тоже считает, что пока люди не готовы вкладывать деньги в образование. «Недавно мы в нашем центре проводили платный семинар на тему финансов и управления личным капиталом, – вспоминает она. – Приглашали опытного бизнес-тренера из Москвы. Так вот, желающих набралось чуть больше 60 человек. О чем это говорит? Не все бизнесмены стремятся узнать что-то новое и обучаться, тем более не готовы платить за это. Многие уверены, что уже всё знают. И, как правило, ошибаются».
При этом, по мнению Анны, сейчас в Иванове мало по-настоящему полезных бизнес-мероприятий. Да и образовательных площадок, где обучали бы азам предпринимательства, не хватает...
Поиграем в бизнес?
Нередко представители ивановского бизнеса, не дождавшись нужных тренингов в родном городе, посещают их в соседних городах и в Москве. «Сейчас довольно высокая бизнес-активность в плане мероприятий в Костроме и Ярославле. Это относительно недалеко, поэтому ивановские предприниматели, которые настроены получать знания, периодически посещают эти города», – рассказывает содиректор маркетингового агентства «МаркДрайв» Мария Давидовская.
Среди новшеств в бизнес-образовании – проведение специализированных игр. «Если привычные лекции-консультации носят скорее проясняющий характер и их цель – информировать, обеспечить терминологией и т. д., то игры – это инструмент для понимания своего бизнеса, а также тестирования идей и гипотез, проработки бизнес-процессов, решения конкретных задач», – разъясняет Мария. Например, игру «Бизнес-стратегия» в компании проводят каждую неделю и она достаточно популярна среди предпринимателей. «В течение четырех часов запрос или идею можно не только проанализировать и «покрутить» со всех сторон, но и получить обратную связь от участников. Игра – это инструмент для анализа бизнеса как бы извне, способ с нулевыми рисками посмотреть, как можно чтото изменить».
Наиболее востребованы навыки продаж
По словам Екатерины Шумаковой (и с ней согласны директора многих бизнес-школ), самые популярные темы для деловых занятий в Иванове – продажи, продвижение в социальных сетях и всё, что связано с работой персонала – от набора до выстраивания корпоративной политики. Основное внимание уделяется практике: у бизнесменов нет времени и желания слушать длинные лекции «для общего развития». При этом, чтобы отличаться от конкурентов, каждая бизнес-школа ищет свою «фишку». Например, в «Линке» практикуют комплексные подходы к развитию компании. «Иногда руководитель жалуется, что его подчиненный плохо работает. А когда начинаем разбираться, оказывается, что дело даже не в этом человеке, а в системе управления компанией в целом», – говорит Екатерина…
В некоторых сообществах упор делается на общении участников. «Наша цель – сделать так, чтобы на мероприятиях люди учились друг у друга, – рассказывает основатель ивановского бизнес-клуба Артём Гладышко. – Принцип такой: человек, который чего-то уже добился, делится опытом со слушателями. Минимум теории, максимум практики. Кроме того, участники нашего клуба (в основном молодые бизнесмены, готовые обучаться и впитывать информацию) общаются между собой, что тоже полезно».
Из объяснений юбку не сошьешь...
О качестве обучения, конечно, задумываются не только руководители бизнесшкол, но и обучающиеся. Кто-то умеет извлекать пользу даже из самого слабого тренинга, кто-то не готов платить за информацию, которую, по его мнению, можно получить бесплатно в Интернете.
«Если человек хочет получить пользу от обучения, он ее получит, было бы желание, – в доказательство этого бизнес-тренер Елена Валугина приводит образное сравнение: – Если человеку объяснить, как сшить юбку, и он, придя домой, сразу берется за дело, то даже если информация кажется неполной, он, методом проб и ошибок, всетаки ее сошьет. Если же ему дать даже очень подробное и правильное руководство, но он ничего не будет делать, то шить юбку не научится… Надо понимать, что ни один тренинг не даст абсолютно исчерпывающего руководства к действию».
По словам Елены, еще одна цель таких тренингов (опять же для готовых впитывать информацию) – это стимул для пересмотра своих взглядов по какому-то вопросу, поиск новых решений. А еще – просто получение энергии от коучинга. Кстати, Елена предупреждает о том, что при поиске площадок для обучения существует опасность нарваться на мошенников. Поэтому «прежде чем оплатить услугу, нужно убедиться в том, что этот тренинг и человек действительно существуют».
МНЕНИЕ |
Дмитрий Буров, директор ивановского спортивного клуба «LADY’S CLUB»: - Раньше я посещал тренинги и семинары как минимум раз в год, но потом понял, что вся интересующая меня информация есть в Интернете. Причем в большем объеме, чем на тренингах, да еще и бесплатно. В нашем бизнесе флагманом всегда были США, и вся топовая и современная информация идет оттуда. Соответственно, берем основное с американских сайтов... А насчет пользы офлайн-тренингов не могу сказать однозначно. Их главный минус в том, что они не учитывают менталитет людей в каждом отдельном регионе, а это очень важно. Бывает, между городами 30 километров, а люди поступают и думают совершенно по-разному. |