Академическая музыка – особенное «блюдо»
«Наше искусство, что называется, не для всех, – рассказывает директор филармонии Эдуард Гуревич, провожая нас длинными запутанными коридорами со служебного входа в зал. – Для того, чтобы дети и взрослые понимали и любили серьезную музыку, ее нужно прививать с детства. В Советском Союзе такие задачи ставились и успешно решались. А сейчас мы получили несколько поколений людей, которые не способны воспринимать симфонические концерты, и теперь они не ходят к нам. Академическая музыка – это особенное «блюдо», которое надо попробовать, и с первого раза оно может не понравиться. Тогда надо пробовать еще. Пробел стараемся восполнить, но работаем и в не свойственном для нас жанре: ставим музыкальные спектакли, которые с успехом идут на нашей сцене».
В зале – утренняя репетиция. Режиссер Лидия Веселова с микрофоном в руках. Звукорежиссеры настраивают музыку, на сцене в заранее оговоренных местах стоят актеры: некоторые держат музыкальные инструменты. По короткой команде Лидии начинает играть музыка, и замершая картина мгновенно оживает и начинает двигаться. Не в силах усидеть на месте, Лидия вскакивает и бежит на сцену, чтобы на месте показать, как надо кружиться, где танцевать и зачем главному герою «отыгрывать» то, как его оттолкнули. Актеры пока без костюмов, в удобной репетиционной одежде, да и реквизита еще нет (они, что называется, «изображают беспредметно»), но канва будущей сценки уже прорисовывается. И наблюдать за тем, как из ничего рождается складный сценический рассказ, невероятно интересно.
Платья заказывают у модельеров
Эдуард Аркадьевич ведет нас дальше. Здание филармонии – огромное, и отремонтировано оно лишь частично: всё, что видит зритель, приведено в порядок, а помещения, где бывают только артисты, еще ждут своего часа. В некоторых залах ремонт потихоньку делают своими силами, на заработанные деньги.

В филармонии на музыкальных инструментах играют все, даже директор
В небольшой комнате за кулисами расположилась костюмерная. От театральных она отличается, наверное, лишь меньшими размерами. Вдоль стен аккуратно, на плечиках, висят сценические костюмы. Чего здесь только нет! Длинные и короткие, блестящие и тусклой расцветки, простые и изысканные платья, блузы, головные уборы, обувь… Всё это востребовано точно так же, как и в театре. Вот только если у наших театров есть свой пошивочный и бутафорский цеха, где необычную одежду и предметы реквизита своими руками делают мастера с многолетним опытом, то в филармонии за всё это отвечает один костюмер – Вера Бестугина.
«Она пришла к нам в филармонию случайно, уже будучи на пенсии, хотела подработать. И я взял ее на должность костюмера, – рассказывает Эдуард Аркадьевич. – Раньше у нас в костюмах был полный кавардак, за них отвечали актеры, и разобраться, что где, и быстро найти костюм было невероятно трудно. А с появлением Веры Павловны всё встало на свои места. Она у нас человек незаменимый».
В костюмерной есть и своя швейная машинка, на которой подшиваются и чинятся костюмы. Но пошивом здесь занимается другой человек: в штате есть швея. А некоторые сложные платья и головные уборы приходится заказывать у модельеров, обувь – покупать в магазинах.
Торт из… монтажной пены
Реквизит порой приходится делать и своими руками. «Вот торт «испекла», – улыбается Вера Бестугина, доставая с дальней полки предмет, действительно напоминающей большой торт со сливками и шоколадом. – Я его из монтажной пены сделала, обклеила цветочками, покрасила краской, сверху насыпала гречишной шелухи из подушки. Правда, похоже на шоколад?» Кроме торта на полке расположился почти настоящий бублик, от которого так и хочется откусить, и самовар.
В репетиционном зале, где отрабатывает свое мастерство оркестр, тихо и даже пустынно. Из окон (зал находится на втором этаже) открывается красивый вид на центр города. Именно здесь часами репетируют музыканты. А сейчас в зале как попало расставлены пюпитры (подставки для нот), инструменты аккуратно прикрыты тканью и убраны в футляры и чехлы. У стены стоит барабанная установка, к которой виртуозный хозяинбарабанщик прикрепил самые разные металлические штуки, чтобы барабанный бой не был однообразным. Рядом расположился синтезатор, металлофон, а чуть поодаль – клавишные гусли.
«Это совершенно особый инструмент, – говорит руководитель оркестра народных инструментов Сергей Лебедев. – На обычных гуслях музыкант зажимает струны пальцами, а здесь просто нажимает на специально установленные клавиши. Звук получается волшебный, старинный…» И действительно, стоит провести по струнам медиатором, как зал наполняется красивой, певучей мелодией.
Обновленную филармонию открыл Денис Мацуев
Ивановская филармония – одна из старейших в Центральной России. Она была основана в 1936 году как областное отделение Московской филармонии. Первым коллективом, созданным на ее базе, был симфонический оркестр под управлением заслуженного артиста РСФСР Ильи Гитгарца. В годы Великой Отечественной артисты филармонии в составе концертных бригад выступали в воинских частях действующей армии и в госпиталях, ежегодно давая около 1000 концертов.
С середины 1950-х до второй половины 1980-х годов филармония работала под художественным руководством Евгения Иванова и директора – Валентина Романова. В коллектив филармонии пришли талантливые артисты, которые и сегодня составляют славу ивановской сцены: трио «Меридиан», Надежда Максимова, Владимир Мирсков, Светлана Трохина.
Именно в эти годы началась работа просветительских лекторийных бригад, которые показывали литературно-музыкальные программы для детей и подростков.
В 1990-е годы зародилась идея проведения на базе филармонии фестиваля искусств «Дни российской культуры». В 2003-м учреждение получило свое здание на улице Красной Армии (до этого артисты выступали на чужих сценах), но оно требовало серьезного ремонта. Обновленная филармония открылась в ноябре 2009 года концертом Дениса Мацуева. В 2011-м там был создан Молодежный филармонический театр эстрады.
На сегодняшний день в филармонии работают творческие коллективы и солисты, составляющие гордость региональной культуры: камерный оркестр под управлением Дмитрия Щудрова, оркестр русских народных инструментов (худруководитель и дирижер Сергей Лебедев), ансамбль народной духовной музыки «Светилен» под руководством Дмитрия Гаркави, трио «Меридиан» и другие известные певцы и артисты. Ежегодно только в области проводится более 500 концертов разных жанров и других филармонических мероприятий.
Дословно:
В Иванове будут петь солисты Мариинки
«Апрель у нас в этом году получился очень насыщенным, – говорит Эдуард Гуревич. – Состоялся большой концерт «Фантазии синема» (исполнялась музыка из кинофильмов), джазовые вечера, юбилейный концерт, вечер Елены Лихачёвой, концерт камерного оркестра, который играет вместе с талантливыми детьми области, а в конце месяца начались торжественные вечера, посвященные Дню Победы. 12 мая состоится концерт солистов академии молодых певцов Мариинского театра. Они будут петь мировые оперные шедевры, русские романсы и песни. Это будет знаменательное событие для нашей области».

Вера Бестугина