В поисках нужной глины приходится наматывать километры
Уютный офис в столице, стабильная работа над художественными эскизами и достойная зарплата – пять лет Александр Хохлов трудился в шумном мегаполисе. Но в один прекрасный день он прервал привычный ход жизни и вернулся в родную Южу. Говорит, именно о тишине, покое и уникальной энергетике природы он и мечтал. А еще решил перестать работать на чужого дядю и заняться делом для души. «Меня всегда вдохновляли и интересовали глиняные вещи. У моей бабушки было много посуды, сделанной вручную, – горшки, кружки, кувшины. Да и сейчас на ярмарках я вижу, как люди тянутся к глиняным изделиям. От глины исходит особое тепло», – рассказывает Александр.

Некоторые инструменты для обработкиглиняных изделий мастер также сделал сам.
Теперь он с ведрами и лопатой исследует родные просторы – ищет месторождения особой глины, из которой может получиться крепкая и качественная посуда. «К счастью, в Южском районе очень много глины, только вот людей, которые бы знали и смогли поделиться опытом в ее поиске, нет совсем», – говорит Александр. Методом проб и ошибок, с помощью подсказок в Интернете он метр за метром исследует глиняные залежи. Некоторыми советами мастер уже готов поделиться. Например, можно взять уксус и плеснуть немного на месторождение глины. Если место начнет пениться – значит, в глине много извести и для изготовления посуды она не годится.
«Это своеобразная терапия – ходишь, ищешь. Такое занятие очень увлекает и успокаивает», – говорит Александр Хохлов.
С сибирской кружкой – только в лес
Не менее удивительный и увлекательный процесс – превращение глины в самый обычный кухонный горшок или солонку. И для этого у Александра Хохлова есть всё необходимое. Под гончарную мастерскую он оборудовал целый дом с печным отоплением, сам смастерил гончарный круг и печь для обжига. «Круг я хотел приобрести в Москве, он тогда стоил около 40 тысяч рублей. Но из-за резкого скачка курса доллара его стоимость взлетела до 100 тысяч. И тогда я решил смастерить гончарный круг сам», – рассказывает Александр. Хоть плотницкими делами ему приходилось заниматься впервые, за месяц он соорудил добротный деревянный гончарный станок с ножным управлением.

Форма будущей кружке придается любая – здесь всё зависит от полета фантазии мастера.
«Берем кусок глины, которая в разбавленном водой состоянии простояла 4-5 дней, хорошенечко проминаем ее пальцами и кладем в середину круга – так сказать, оцентровываем. Это очень важно для того, чтобы изделие не получилось кривым», – проводит мастер-класс Александр Хохлов. Его ноги приводят в движение круг, а руки бесформенному куску глины постепенно придают очертания будущей посуды. И здесь фантазия мастера безгранична: глину можно вытянуть и превратить в высокую кружку, а можно немного придавить и получится солонка.
«Первое, что я попробовал сделать на гончарном круге, – сибирскую кружку. У нее не ровное дно, а с небольшим выступом. Такую охотники брали с собой в лес, ее можно было воткнуть в угли или золу. А на ровной поверхности она кружится, отсюда и название произошло – кружка», – рассказывает Александр.
Молоко придает бордовый оттенок
Придать нежной глине форму – занятие хоть и непростое, требующее внимания и интуиции, но недолгое. Гораздо больше времени нужно гончару для дальнейшего вощения и обжига. Но перед этим изделие, снятое с гончарного круга, должно постоять день-два. «Затем оно замывается – протирается губкой, смоченной в воде. Убираем отпечатки пальцев, шероховатости. Я беру самую обычную ложку и затираю неровности – поверхность становится гладкой, как стекло. И приступаю к вощению: наношу специальный воск. Рецепт я также подсмотрел в Интернете: в его состав входит пчелиный воск, растительное масло и смола. Такую смесь сейчас используют для полирования автомобилей – она не пропускает влагу и закупоривает неровности», – рассказывает мастер.

На изготовление одного колокольчикауходит несколько дней.
Ну а затем наступает время «запекания» будущей кружки или горшка. Это не просто кропотливое занятие – каждый час необходимо выставлять нужную температуру, но и довольно увлекательное. Гончар заранее не знает, каким станет цвет глины после обжига. «Одних только способов обжига очень много: молочный, бескислородный, обварная керамика. Много рецептов утеряно безвозвратно, люди пытаются их восстановить», – рассказывает Александр Хохлов. Он использует в основном молочный обжиг: после того как изделие побывало нужное время в печи, окунает его в молоко – желательно натуральное, деревенское. После такой «омолаживающей» процедуры глина приобретает темно-бордовый оттенок.
«На самом деле процесс изготовления глиняной посуды несложный и, если разобраться, каждому по силам. Тем более затраты на это занятие невелики: глины в наших краях много, а расходы на электричество для обжига одного изделия обходятся в 5-10 рублей. Зато сколько удовольствия и гордости от того, что ты держишь в руках глиняное изделие, в которое вложил частичку души», – с вдохновением говорит Александр.
В планах у южского мастера – проводить мастер-классы в своей мастерской и возрождать гончарное ремесло на родной земле.
Это интересно |
Обожженная при температуре 1000 градусов глина не боится времени и может пролежать в земле вечность. А, например, кусок металла за 100 лет полностью растворяется, оставляя после себя пятно ржавчины. Стекло лежит в земле гораздо дольше – до 600 лет, но и от него в итоге не остается следа. |