Денег не хватает и на 100 километров
Жители региона нередко сетуют на качество дорог: «ямы и колдобины», «недавно сделали ремонт, а черед год сплошные ухабы»... В чем причины такого состояния трасс? Почему, сколько дороги ни латай, они быстро разрушаются?
Одной из основных проблем отрасли дорожники называют недофинансирование. Во время кризисов в нашей стране правительство, как правило, сокращает расходы именно на транспортную систему и дорожное строительство. Между тем в ряде других стран эти расходы, наоборот, увеличиваются. Дорожное строительство там рассматривается как важнейшая антикризисная мера, поскольку приводит к оживлению машиностроения, индустрии строительных материалов, способствует созданию рабочих мест.
- На выполнение нормативных ремонтных работ средств дорожного фонда не хватает, – говорит и.о. начальника департамента дорожного хозяйства Андрей Шушкин. – По нормативам мы должны ежегодно ремонтировать не менее 10 процентов региональных дорог. В области протяженность таких дорог превышает 3,5 тысячи километра – значит, ежегодно мы должны приводить в порядок не менее 350 километров.
На самом же деле, по данным департамента дорожного хозяйства и транспорта, в год ремонтируется менее трети этой нормы.
Недоремонт – более полувека
О проблеме недофинансирования говорят и на местах. Так, по словам Вячеслава Пономарёва, руководителя родниковского отделения ивановского холдинга ДСУ-1, в Родниковском и Лухском районах необходимо ремонтировать не менее 30 километров в год. Но выходит гораздо меньше.
По данным департамента, в год региону на ремонт и содержание трасс требуется более 2,5 миллиарда рублей. На деле же тратится около миллиарда.
СПРАВКА |
Профессиональный праздник дорожники отмечают с 1996 года. Сначала он отмечался в последнее воскресенье октября. А с 2000 года – в третье воскресенье октября. В дорожном хозяйстве страны работает около 750 тысяч человек. |
- И всё же протяженность ремонтируемых километров дорог в регионе с каждым годом растет, – говорит Андрей Анатольевич. – В 2010-2011 годах мы ремонтировали по 17-24 километра в год. А с созданием дорожного фонда в 2012 году цифры резко возросли до 40-60 километров. (Дорожные фонды, куда поступают федеральные и региональные средства, существовали и до 2005 года. С 2012-го они возобновили свою деятельность. – А. П.)
По словам Андрея Шушкина, с возобновлением дорожных фондов качество дорог улучшилось.
- Для контроля создано агентство капстроительства, – говорит он. – Контроль ведет и наш департамент. Над этим работают аттестованные лаборанты, обученные специалисты. Если отремонтированный участок не соответствует проектно-сметной документации, к сдаче мы его не допускаем.
Недофинансирование порождает проблему недоремонта и разрушения дорожной сети. По словам Андрея Шушкина, на данный момент недоремонт составляет 50 лет. Именно на столько регион отстает по выполнению соответствующих нормативов.
Фуры разрушают асфальт
К числу застарелых проблем работники дорожного хозяйства относят и ежегодно возрастающую нагрузку на дорожную сеть. Так, по данным областной ГИБДД, за последний год количество транспортных средств в регионе увеличилось на 118,7 тысячи, на 1 января 2015 года составив почти 400 тысяч единиц.
- Раньше грузоподъемность КамАЗов была 10 тонн, сейчас фуры везут по 30-40 тонн, – говорит Вячеслав Пономарёв. – Наши дороги к этому не всегда готовы.
По словам руководителя кинешемского филиала «Дормостроя» Владимира Маркова, разрушают дорогу и односкатные колеса, установленные на грузовых машинах. (Раньше на них устанавливались по два колеса с каждой стороны, что уменьшало давление на асфальтовое покрытие.)
Плохо влияет на состояние наших дорог и то, что многие водители не придерживаются скоростного режима.
ГЛОНАСС не позволяет бездельничать
Сетуют руководители дорожно-строительных компаний и на постоянное повышение цен на сырье – битум, песок, щебень. Битум за сезон может подорожать в два раза, а заготовить его заранее невозможно, так как нет хранилищ и потребуются затраты на разогрев. Не в лучшую сторону на стоимость конечного продукта влияет и увеличение цен на энергоресурсы.
Еще одна проблема – получение заказов через аукционы, которые предполагают снижение цены. В результате невыгодным становится внедрение в производство инноваций, так как они требуют значительных вложений.
Зачастую компаниям не хватает молодых кадров, а также специалистов: крановщиков, сварщиков, иногда даже водителей. Работников же дорожной отрасли зачастую не устраивает график (работать зимой и летом иногда приходится круглыми сутками), а также... обязательная установка ГЛОНАСС на транспорте. Из-за спутниковой системы слежения водители, надолго остановившиеся в дороге или заехавшие домой на обед, подвергаются большим штрафам.
Хороших дорог становится больше
Несмотря на все трудности, отрасль продолжает работать. В регионе ежегодно увеличивается протяженность отремонтированных дорог. Так, по данным профильного департамента, в 2013 году в области было отремонтировано 38,4 километра автодорог регионального и межмуниципального значения, в 2014 году – 61,6 км, в 2015-м предполагается отремонтировать 65,5 километра. На данный момент выполнено 85% этих работ. Ежегодно увеличиваются и суммы, выделяемые на дорожное строительство. В 2013 году на ремонт и содержание дорог регионального и межмуниципального значения было использовано около 1 миллиарда 300 миллионов рублей, в текущем году объем средств составит более полутора миллиардов.
Особое внимание уделяется состоянию автомобильных дорог, по которым проходят школьные маршруты. В прошлом году было отремонтировано порядка 100 километров таких трасс, в 2015-м – 50 километров. Сейчас все участки дорог, по которым проходят школьные маршруты, соответствуют нормам.
В обязанности дорожников входит и ремонт мостов. За последние три года были отремонтированы мосты в Лухском районе через реку Добрицу, в Лежневском районе – через Ухтохму и в Южском – через Серзух. Сейчас выполняется капитальный ремонт моста через реку Нерль в Тейковском районе.