По свидетельству дилеров, ухудшение ситуации на рынке традиционно меньше сказывается на автомобилях премиумкласса. Тем не менее, по словам директора ивановского дилерского центра «Атлас» (бренд MercedesBenz) Владислава Чуклеева, продажи премиум-брендов, таких как Infiniti, Lexus, Land Rover, Jaguar и других, сократились в России в этом году на 2535%. При этом он заверил, что Mercedes практически не просел в розничной продаже. «Этого удалось добиться за счет новых программ поддержки продаж. В том числе банк Mercedes-Benz старался предлагать клиентам более интересные кредитные и страховые продукты», – сказал Владислав Чуклеев. По словам ивановских дилеров, так сейчас поступают и другие банки, сотрудничающие с автоконцернами.
«Из-за инфляции в первом и втором квартале 2015 года цены на отдельные модели автомобилей выросли до 40%. Такой рост показали и некоторые модели Mercedes, хотя раньше иномарки за тот же период дорожали каждый год на 2-5 процента», – отметил директор дилерского центра.
В начале года заметно росли цены на бюджетные иномарки. Руководитель отдела продаж автосалона «Форд Центр Иваново» Алексей Подгорнов сообщил, что в январе они взлетели минимум на четверть. «Тогда некоторые модели подорожали сразу на 400 тысяч рублей – на 55%, как Ford EcoSport, например. Но потом автопроизводитель стоимость снизил, так что итоговое подорожание к настоящему времени составило процентов 10-15 в зависимости от модели», – сказал он.
По сравнению с маем 2014 года спрос на автомобили Ford в прошлом месяце упал почти вдвое. Сейчас дела у дилера идут гораздо лучше, и автосалон планирует продать в июне втрое больше машин, чем в мае.
«Но говорить, пройдено ли дно спада продаж, пока рано. Поэтому компания борется за спрос изо всех сил. «Форд» сейчас делает большие скидки по trade-in (обмен старого автомобиля на новый с доплатой. – В. К.). Учитывая это, а также госпрограммы по автокредитованию и по утилизации, при покупке новой машины можно заметно сэкономить», – рассказал Алексей Подгорнов.
Хуже положение у «китайцев» – бюджетных брендов Geely, Lifan и более дорогого Great Wall. «Особенно резкий спад продаж был в январе-марте, – сообщила руководитель отдела продаж автомобилей китайских брендов ивановской компании «Автоэкспресс–Плюс» Анна Абрамова. – В мае продажи упали на 50% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. К сегодняшнему дню к ценнику добавилось около 30 процентов».
По сравнению с прошлым годом продажи невелики, но сейчас рынок восстанавливается, считает специалист. Автосалон старается привлечь покупателей скидками и внутренней программой утилизации (подобная госпрограмма не распространяется на китайские автомобили, хотя они и производятся в России).
«По сравнению с иномарками автомобили «АВТОВАЗа» подорожали за этот год в среднем процентов на 15. В прошлые годы это увеличение за тот же период составляло около 5%. Ведь не все компоненты – российского производства, так что инфляция сказалась и на цене отечественных машин», – рассказал Иван Вершинин, директор автосалона «Иваново-Lada» (дилерского центра ОАО «АВТОВАЗ»). Он отметил, что спрос на отечественные легковушки упал не более чем на 15-17 процентов.
«Мы сейчас держимся за счет заводских акций. Например, если купить сейчас Lada Largus по программе утилизации, в кредит и с учетом акции, то можно получить скидку в 100 тысяч рублей. Автомобили 2014 года были проданы еще в декабре. Но новые машины идут, по сути, с учетом скидок, по цене прошлого года. Понятно, что завод вынужденно идет на уступки. Понимает, что спрос надо поддерживать», – заметил Иван Вершинин.
Такая ситуация для покупателей относительно выгодна. Большой спад продаж заставляет автопроизводителей сдерживать рост цен на свою продукцию.
ПРОГНОЗ |
В целом автодилеры считают, что кризисный период смогут пережить с меньшими потерями те бренды, у которых шире продуктовая линейка, учитывающая все сегменты рынка. Поддерживать спрос производители и салоны будут за счет развития комплексного подхода. Впереди будут те, кто сможет предложить клиентам выгодные кредитные и страховые программы, сервисные пакеты на обслуживание и ремонт автомобилей. Кроме этого выиграют те, кто предложит лучшее качество коммуникации с клиентом. |