Хозяева пасек выдвигают ульи поближе к лугам и полям. А у Александра и Елены Павловых 70 ульев и без того находятся в окружении леса и лугов. В деревне Ведёрново Заволжского района сегодня всего один жилой дом. Их, Павловых.
Жители областного центра Павловы купили здесь «дачу» 10 лет назад. Но, серьезно занявшись пчеловодством, по сути, живут в Ведёрнове до белых мух. Жили бы и постоянно, говорит Елена Николаевна, ведь пасекой семья зарабатывает себе на жизнь, «но вот уже 10 лет, после того как прекратил существование гравийный карьер, в деревне нет электричества».
Когда-то и Ведёрново было жилой деревней с несколькими домами, но умер последний ее постоянный житель, и ответственность за деревню приняли пчеловоды Павловы. Как они обходятся без света все эти годы? Спасал небольшой дизельный генератор. Но это дорогое удовольствие и потому экономили: обходились без телевизора, зажигали керосиновую лампу.
Жалоб в районную администрацию не писали. «Мы же здесь не прописаны, кто нас услышит?..» Хотя до соседней деревни Русиново, где свет есть, всего километр.
Гравийный карьер, сообщил нам замглавы администрации Заволжского района Равиль Сафарович, после банкротства демонтировал свою подстанцию. Теперь нужно убеждать райэлектросеть, чтобы взялись за дорогостоящую электрификацию отдаленной деревни. Сами пчеловоды ее не потянут, а в бюджете района и поселения средств на деревню с одним домом нет.
Кстати, в Волжском поселении есть еще две деревни без электричества – Собакино и Фефеловка. Здесь вообще никто не живет. Эти живописные окрестности недалеко от Волги могли бы привлечь инвесторов, но без света они сюда не поедут.
Александр Павлов в этом году решил поставить на пасеке солнечные батареи. Недавно он приобрел генератор. Для одного подворья, рассчитал пчеловод, электричества будет достаточно. Для возрождения деревни – нет.