Анкеты вместо писем
То, что традиционные письма в конвертах, написанные от руки и отправляемые по почте, давно ушли в прошлое, нам подтвердили во всех ивановских театрах. В музыкальном, например, уже забыли, когда получали последний конверт, зрители в драматическом эпистолярным жанром перестали заниматься в 2009 году (последней была открытка с поздравлениями к Дню работника культуры). И только в кукольном театре нам показали большие красивые конверты, обклеенные детскими рисунками, но и они приходят в театр не просто так, а на конкурс «Лучшая театральная семья».
«Да, письма в конвертах становятся всё большей редкостью, - рассказывает педагог-организатор кукольного театра Светлана Лобанова. – Но это не значит, что у нас потеряна так называемая обратная связь. После каждого спектакля мы раздаем зрителям анкеты, где просим не только оценить увиденное на сцене, но и поделиться своими пожеланиями, задать вопросы актерам и режиссеру. Конечно, многие анкеты остаются незаполненными (бывает, что уставший ребенок тянет маму домой и никак не хочет подождать две минуты, пока она напишет несколько слов), другие содержат односложные ответы, что тоже не очень интересно. Зато некоторые – просто кладезь идей! Особенно здорово, что наравне со взрослыми заполняют их и дети (это видно по почерку)».
Светлана Юрьевна, собирая все анкеты и выбирая из них самое интересное, оформляла небольшие стенгазеты и вывешивала их за кулисами театра, на доске объявлений. По ее словам, актеры старшего поколения сначала отнеслись к идее анкетирования с прохладцей: дескать, вот придумали, время тратят. А сами украдкой почитывали свежую стенгазету. Молодежь же после спектакля выстраивалась в очередь к Светлане Юрьевне с протянутой рукой: каждому хотелось почитать отзыв о себе и своем спектакле первым.
По просьбам зрителей для детей закупили подушки
«Большинство отзывов – хорошие, зрители благодарят и театр, и актеров за удовольствие от соприкосновения со сказкой, - рассказывает Светлана Лобанова. - Но бывают и негативные высказывания. Например, у нас есть спектакль «Живая вода», который вызывает порой противоречивые отклики. Больше всего родители возмущаются тем, что герои-милиционеры курят и выпивают. Но был случай, когда этот спектакль посмотрела работница органов внутренних дел, и он ей очень понравился».
По итогам каждого спектакля выстраивался рейтинг занятых в нем актеров, в зависимости от того, скольким зрителям понравилась их игра. Почти в половине анкет пишут: «Понравились все!» Многие зрители с удовольствием задают вопросы, высказывают пожелания, иногда самые неожиданные: «Из чево зделано кальцо?» (очень детский почерк) – речь идет о предмете реквизита; «Хотелось бы, чтобы было потеплее» (не в смысле атмосферы – она теплая, а в смысле температуры в зале); «Актеры все замечательные. Очень дорого! 100 рублей за 30 минут»; «Для маленьких зрителей желательно громко не кричать»; «Печка сразила наповал»; «А по мне дак возраст некоторых актеров очень велик для веселья»...
На все вопросы, заданные в анкетах, сотрудники театра стараются отвечать. Бывает, для этого собирается целое совещание. Ответы заносятся в специальную папку, которая лежит в фойе театра, где каждый зритель может их прочитать. Бывают вопросы личные: например, кем хотели стать те или иные актеры в детстве. Многие из кукольников, кстати, будучи детьми, подумывали о работе в силовых структурах. А бывают и с подвохом: «Почему у вас белочка зимой рыжая, а не серая, как должно быть в природе?» Тут уж сотрудникам приходится выкручиваться, ссылаясь на творческое видение мира художником. Можно увидеть и сочувствие: «Когда же вам повысят зарплату? Ведь вы все такие молодцы!»
«В последние два года я не делаю таких стенгазет - мне показалось, что всё уже написано, отзывы стали повторяться, - говорит Светлана Лобанова. - Но анкеты до сих пор раздаем. Стараемся учитывать все пожелания зрителей. Например, много раз мамы и папы просили, чтобы мы выдавали на кресла для детей подушки, а то им сидеть низко. Пришлось вводить это новшество».
Спектакль спас от самоубийства
Письма в драматический театр сейчас пишут только по электронной почте. Но несколько лет назад в театр пришло обычное бумажное письмо, которое потрясло всех, кто его прочитал. «Писала девочка-старшеклассница, - рассказывает заведующая литературной частью театра Алла Михайлова. – Звали ее Наташа. У нее не сложились отношения с одноклассниками, которые всячески ее унижали и издевались. Пытаясь оградить от своей беды маму, она ей ничего не рассказывала. Не помогла и школьная учительница: она от девочки отмахнулась - видимо, не поняла всей серьезности ситуации. Наташа пишет, что у нее появились вполне серьезные мысли о самоубийстве – так ей было тяжело выносить издевательства одноклассников. Но на ее очередной день рождения соседка подарила билет на наш спектакль «Про мою маму и про меня». До этого в театр Наташа вообще не ходила. А после спектакля у нее случилась настоящая истерика - так он ее задел. Девочка пишет, что на следующий день она пошла в школу другим человеком. Прошло несколько месяцев, и отношения в классе наладились. Она считает, что произошло это именно благодаря спектаклю, который помог ей измениться. Письмо с благодарностью в адрес нашего театра она написала позже, немного сбивчиво, но очень искренне. Там была такая строчка: «Спасибо театру за то, что подарил мне жизнь».
Среди официальных писем с просьбой о трудоустройстве порой встречаются послания, вызывающие улыбку. Например, молодые девушки просят взять их в театр: «Могу петь, танцевать, играть на гитаре. Считаю, что смогу сыграть на вашей сцене». На такие письма Алла Владимировна отвечает, что для начала надо получить образование - желательно высшее - в Москве или Петербурге. Иногда в театр пишут те, кто ищет педагога по актерскому мастерству, гримера, или приглашают актеров театра драмы на киносъемки, которые проходят в нашей области. Личной жизнью кумиров поклонники интересуются редко, хотя иногда просят мобильный телефон (понятно, что его не дают) или спрашивают, когда у актера день рождения. А иногда с помощью электронки люди, которые когда-то вместе работали или учились, находят друг друга спустя много лет.
«Очень часто разные творческие личности присылают нам свои пьесы, - вздыхает Алла Владимировна. – Их удивительно много: в среднем 30 в неделю. И так – постоянно, годами. Шлют из сел, деревень, разных городов… Конечно, я их все читаю: даже автор из деревни может оказаться настоящим сокровищем. Но такого пока не было. Из 100 пьес внимания заслуживают не более одной-двух, остальные – ниже среднего. Сюжеты разные, но почти везде – чернуха и мат, мы не можем ставить это на нашей сцене». Но одно письмо однажды все-таки «выстрелило»: несколько лет назад кто-то прислал в театр пьесу Елены Исаевой, ее прочитала главный режиссер Ирина Зубжицкая и поставила по ней спектакль, уже упомянутый нами - «Про мою маму и про меня».
Зрители музыкального театра менее многословны. «Когда несколько лет назад мы проводили анкетирование, основными пожеланиями были – видеть на сцене классику, всем известные названия, - рассказала нам замдиректора по организации зрителя Наталья Локтева. – Когда на нашем сайте существовал форум, многие зрители писали свои отзывы туда, большинство были положительными. Высказывали люди и свои пожелания. К сожалению, одно из них – видеть на сцене побольше молодых актеров – очень трудновыполнимо… Хочется обратиться к нашим зрителям: пожалуйста, пишите нам письма, критикуйте, хвалите, предлагайте, что можно изменить в нашем театре к лучшему. Все ваши отзывы мы готовы принимать и обсуждать».
Электронная почта театров:
- театр кукол: teatrkukol-37@ya.ru, info@ivkukla.ru;
- театр драмы: info@ivdrama.ru;
- музыкальный театр: ivmuz-theater@mail.ru.