Перевозчики хотят 20 рублей за билет
Постановление касается всего общественного транспорта на территории Ивановской области, но для каждого вида перевозок расчеты велись отдельно. В процентном выражении наиболее заметно подорожают городские автобусы и маршрутки – с 13 до 15 рублей за одну поездку.
По самым скромным расчетам, расходы на проезд для тех, кто ежедневно добирается до работы на общественном транспорте, составят 600-700 рублей в месяц. А если учесть необходимость других передвижений по городу, то в 2014 году рядовой житель облцентра будет тратить на проезд около тысячи рублей. Неудивительно, что, услышав нерадостную новость, некоторые горожане всерьез задумались о полезности для здоровья и семейного бюджета пеших прогулок.
Между тем произошедшее повышение является необходимой мерой. Если оставить стоимость проезда на прежнем уровне, то перевозчики из-за нерентабельности будут вынуждены либо уйти с рынка, либо снизить качество обслуживания. Тарифы, установленные в Ивановской области, находятся на уровне или даже ниже, чем в большинстве соседних регионов. Например, в Ярославле и Нижнем Новгороде стоимость одной поездки в городском транспорте уже составляет 16 рублей.
Сами владельцы автобусов на протяжении последних лет говорят о том, что экономически обоснованная цена поездки по Иванову составляет 20 рублей. Вот и в этом году они представили расчеты, согласно которым стоимость билета необходимо увеличить не на 15%, а в полтора раза. Однако в РСТ данные цифры считают чрезмерно завышенными, эффективно работать можно и в сложившихся условиях. Заместитель начальника Региональной службы по тарифам Александр Дормидонтов отмечает, что, «учитывая значительную конкуренцию на маршрутах, перевозчики могут установить тариф ниже предельного».
Троллейбус останется самым дешевым тренспортом
Таким образом, окончательное решение об увеличение стоимости проезда остается за перевозчиками – как и прежде, каждый из них принимает его самостоятельно. На сегодняшний день точно известно лишь то, что без изменений останется плата за проезд в муниципальном транспорте Иванова. Билет на троллейбус по-прежнему будет продаваться за 12 рублей, несмотря на то что экономически обоснованная цена существенно выше и составляет 28 рублей. По мнению председателя комитета по транспорту и связи облцентра Михаила Дрюпина, это позволит привлечь пассажиров, поскольку для многих из них предполагаемая разница в три рубля окажется существенной. Выпадающие доходы планируется компенсировать из городской казны.
Что касается частных компаний, то с ценой поездки определились еще не все. Официально о повышении пока не объявлено ни в одном из населенных пунктов, где есть городской транспорт. «Из общения с перевозчиками знаю об их намерении поднять стоимость проезда в транспортных средствах категории М2 («Газели», «Форды», «Фиаты» и другие) до 15 рублей.», - поделился информацией Михаил Дрюпин.
Это неудивительно, ведь в последние годы рентабельность маршруток снизилась: количество перевозимых пассажиров меньше, чем в автобусах, а многие расходы совпадают. В РСТ отмечают, что отдельные тарифы для «газелек» не устанавливают преднамеренно. «Считаем, что данный подход - правильный и позволяет стимулировать приобретение и использование перевозчиками транспортных средств большей вместимости», - отмечает Александр Дормидонтов. И это уже приносит свои плоды: юрких маршруток на улицах Иванова становится всё меньше. Кстати, во втором по численности городе области – Кинешме – пассажиров перевозят только автобусы.
Отметим также, что, несмотря на меньшую протяженность маршрутов, в Кинешме и Шуе стоимость проезда, как и в Иванове, составляет 13 рублей. Отчасти это объясняется меньшим числом перевозимых пассажиров. Кроме того, в Кинешме за последние годы автопарк обновился на 90%, поэтому перевозчики стараются вернуть вложенные средства. Будут ли они в 2014 году поднимать цены, пока неизвестно. Между тем в Иванове некоторые владельцы автобусов ПАЗ, «Богданов», ЛиАЗов приняли решение о сохранении стоимости проезда.
Генеральный директор ООО «Экспресс-Лидер» Дмитрий Куликов рассказал о том, что планирует по-прежнему брать с пассажиров 13 рублей на маршрутах № 3, 7 и 14, но решение объясняется разными причинами. Маршруты № 3 и № 14 почти совпадают с путем следования троллейбусов, поэтому из-за разницы в три рубля многие ивановцы могут делать выбор в пользу муниципального транспорта. А на популярном маршруте № 7 предприниматель рассчитывает привлечь низкой ценой новых клиентов. «Надеемся, что за счет объема перевозок нам удастся изменить конкурентную среду», - отмечает Дмитрий Куликов. Однако в течение года ситуация может измениться: например, если городские власти увеличат цену билета на троллейбус, то владельцы автобусов обязательно последуют поданному примеру.
Пасажиро-километры подорожают на 15-20 копеек
Чуть меньше, чем городской транспорт, с нового года подорожают рейсовые автобусы: пригородные - на 20 копеек за километр (до 2 рублей 10 копеек), а межмуниципальные - на 15 копеек за километр (до 1 рублей 85 копеек в обычных автобусах и до 1 рубля 90 копеек в автобусах с откидными мягкими сидениями). Таким образом, стоимость билета из Иванова в Кинешму предположительно вырастет со 180 до 195 рублей, но, повторимся, окончательные цифры называть рано.
В Ивановском объединении автовокзалов, которое организует наибольший объем межмуниципальных перевозок в области, сообщили, что перевозчики только начали представлять необходимые сведения. На это потребуется несколько недель, ведь они еще должны утвердить расчеты в региональном комитете по транспорту.
Но, судя по имеющимся сведениям, большинство использует предоставленные РСТ возможности, ведь многие непопулярные маршруты являются убыточными. Бывает, что в будние дни автобусы везут на дальние расстояния всего нескольких пассажиров.
По мнению Дмитрия Куликова, произошедшее повышение не компенсирует увеличившиеся затраты на обслуживание. Если максимальный тариф для пригородного транспорта приближен к реальности, то для межмуниципальных перевозок он ниже экономически обоснованного, который, по расчетам предпринимателя, составляет не менее 2 рублей за километр.
Почему же тарифы для городских автобусов выросли значительнее, чем для межмуниципальных? В Региональной службе по тарифам объяснят это рядом изменений в законодательстве. Расходы перевозчиков выросли за счет обслуживания системы ГЛОНАСС, терминалов для работы с социальными картами и введенного страхования пассажиров. Все обоснования для определения себестоимости проезда отражены в экспертных заключениях, подготовленных специалистами службы.
В тему
Из года в год неизменным остается подход к перевозке багажа. В городском транспорте она должна быть невыше действующего тарифа за одну поездку, а в пригородном и межмуниципальном сообщении – не выше 20% от стоимости билета до места назначения. Кроме того, устанавливается, что стоимость билетов в городском и пригородном общественном транспорте округляется до 50 копеек, а в межмуниципальном – до одного рубля.
Как менялась средняя стоимость проезда в области (по данным Росстата)
Вид транспорта |
2005 |
2007 |
2009 |
2011 |
2013 |
Междугородний автобус, (в расчете на 50 км пути) |
46 |
57 |
62,5 |
70 |
92 |
Городской муниципальный автобус |
5 |
7 |
8 |
10 |
13 |
Городской коммерческий автобус |
6 |
8 |
9 |
10 |
13 |
Маршрутное такси |
6,5 |
8 |
10 |
12 |
13 |
Троллейбус |
4,5 |
7 |
8 |
8 |
12 |
Как изменятся предельные тарифы на перевозку пассажиров в новом году
Вид транспорта |
Тарифы 2013 года |
Тарифы 2014 года |
Рост в процентах |
|
Городской транспорт (за поездку) |
13 рублей |
15 рублей |
15% |
|
Пригородный транспорт (за пассажиро-километр) |
1 рубль 90 копеек |
2 рубля 10 копеек |
10,5% |
|
Рейсовые межмуниципальные автобусы (за пассажиро-километр) |
общего типа |
1 рубль 70 копеек |
1 рубль 85 копеек |
8,5% |
с мягкими откидными сидениями |
1 рубль 75 копеек |
1 рубль 90 копеек |
8,5% |