Воздушный бой – космические перегрузки
На фронт Владимир Стрелков прибыл только в конце 1942 года, хотя военное училище окончил еще до войны. Как отличник учебы был оставлен в училище летчиком-инструктором, еще год готовил кадры для фронта.
Весь боевой путь до Победы летчик прошел в составе одного полка. Летал на бомбардировщике Пе-2, уникальной машине способной и вести бой на равных с истребителями, и с ювелирной точностью бомбить вражеские объекты на земле. Чтобы управлять такой машиной, нужно было иметь богатырское здоровье. Прочность конструкции самолета позволяла вводить его в отвесное пикирование, чтобы уложить бомбу буквально в «пятачок», а вот при выходе из пикирования летчик испытывал перегрузки, как у современных космонавтов, порой от прилива крови темнело в глазах. А ведь потом нужно было лететь домой и зачастую вести бой с вражескими истребителями. На такой боевой машине и воевал наш земляк.
От вылета к вылету росло мастерство летчика. В третьей эскадрилье он стал одним из лучших, ему поручали наиболее ответственные задания. Об отважном пилоте писали фронтовые газеты. Подо Ржевом был сбит, совершил вынужденную посадку на нейтральной полосе. Оправившись от травм, через 10 дней вновь поднялся в небо. В бою над городом Великие Луки его Пе-2 атаковали три немецких истребителя. Умело маневрируя, пилот уходил от вражеских атак, давая возможность стрелку и штурману сбить два "мессера". Третий сам ушел из боя.
20 ноября 1943 года при очередном боевом вылете в бомбардировщик Стрелкова попал вражеский зенитный снаряд, летчик получил ранения в грудь, спину, в левую руку и ногу. Несмотря на это, отважный пилот продолжил выполнение задания и сбросил бомбы. Истекая кровью, он привел покалеченный самолет на свой аэродром, по пути сбив атаковавший его истребитель. Только на земле Владимир, не выпуская из рук рычагов управления, потерял сознание.
С нелетной должностью не согласился
Более шести месяцев наш земляк находился на излечении, но полностью восстановить здоровье не удалось: левая нога осталась неподвижна в ступне и едва сгибалась в колене. При выписке из госпиталя медицинская комиссия признала Стрелкова негодным к летной службе. После долгих усилий он добился направления в родной полк на нелетную должность, надеясь найти там помощь и поддержку. Став инвалидом, пусть и не с такими серьезными ранами, как легендарный Алексей Маресьев, Владимир Стрелков не смирился с судьбой. Самостоятельно тренировался, развивал непослушную ногу, начал летать на легком По-2. После упорных тренировок и нескольких полетов с инструктором доказал, что способен и с одной здоровой ногой успешно летать на боевом самолете. И с разрешения командира корпуса И. С. Полбина вернулся в строй.
В составе своего полка гвардии лейтенант Стрелков продолжал громить врага до победного мая 1945 года. К концу войны летчик совершил 146 боевых вылетов. Только будучи инвалидом, он более 60 раз поднимал в воздух грозный бомбардировщик, из них 41 - в небе Германии. Его экипаж сбил в воздушных боях 5 самолетов противника. 27 июня 1945 года Владимиру Стрелкову было присвоено звание Героя Советского Союза.
Вскоре после окончания боев Владимир Стрелков был демобилизован по ранению. Вернулся в родную Кинешму. Только вот его мирная жизнь оказалась до обидного короткой.
Такая нелепая гибель…
Как указано в биографическом справочнике, изданном в 1987 году Министерством обороны, умер он 9 ноября 1950 года в своем городе. Да вот незадача: нет на учете такой могилы в Кинешме. А на памятнике в аллее Героев у кинешемской школы им. Фурманова и в Книге памяти год смерти указан другой – 1952-й. Так может в министерском справочнике ошибка?
Обращение к книге «Подвиг», рассказывающей о Героях Советского Союза − ивановцах, вызвало еще больше вопросов. Уже в первом издании 1968 года указаны дата и место смерти – 30 октября (!) 1950 года, город Кадиевка Луганской области Украины. В областном архиве есть личный фонд документов, собранных Владимиром Ефимовичем Колмаковым в ходе работы над этой книгой. В материалах на Стрелкова имеется выписка из пенсионного дела: «умер 30 октября 1950 года, попал под трамвай в г. Кадиевке Ворошиловградской обл., где работал обвальщиком мяса». Так всё-таки − 30 октября и на Украине?
В общем, поиск пришлось продолжить. В ходе работы с фондами Кинешемского краеведческого музея обнаружилась еще одна дату. На одной из фотографий Стрелкова надпись: «Трагически погиб 6 ноября 1950 года».
Окончательный ответ на эти вопросы удалось найти в Центральном архиве Министерства обороны в Подольске. В личном деле летчика Владимира Стрелкова подшит официальный документ - сообщение военкома г. Кинешмы. Там говорится, что по сообщению военкома г. Кадиевка от 17 ноября 1950 года, В. Д. Стрелков «1 ноября 1950 года попал под трамвай, оторвало ноги, и 6 ноября умер в больнице». Значит, последним днем жизни нужно считать 6 ноября 1950 года. И место захоронения – город Кадиевка.
Недавно мне прислали из Кадиевки фото памятника на городском кладбище рядом с воинским мемориалом. Видно, что могила нашего земляка не заброшена и память о нем хранят в это украинском городе.
О том, почему наш земляк оказался в донецком городе Кадиевка (ныне это город Стаханов) рассказала кинешемка Татьяна Жемчугова.
- Я знала Володю еще до войны. После войны он вернулся в Кинешму. Тогда же узнал, что его младший брат попал под суд как бандит, стал уголовником. Поэтому Володя и уехал из города.
По материалам сайта «Иваново помнит!» - www.ivanovo1945.ru