17 марта в здании социально-гуманитарного факультета ШГПУ у декана Елены Васильевой пропал телефон. На вызов приехали сотрудники милиции… Для общественности, казалось бы, факт малозначимый. Но!
В шуйской сетевой газете “Без купюр” некий “Шпиён” сообщил ошеломляющие подробности инцидента.
Милиционеры ощупывали девушек?
Речь шла о том, что в здании вуза начался переполох. На тот момент там находились группа менеджеров и две группы юристов. “Входы и выходы были перекрыты. Студентам устроили обыск, и длился он три часа, - сообщает сайт. - Естественно, иногородние студенты опоздали на свои автобусы. Местные опоздали просто на свидания, но еще неизвестно, что неприятнее… Обыскивали в том числе девушек, и, само собой, делали это не женщины, а мужчины… Прямо в присутствии одногруппников. Телефона не нашли”.
В своей заметке автор величает студентов “социальными гуманоидами”, упрекая в том, что будущие юристы не знают своих прав. А Елене Васильевой – “Самодержцу всея Факультета” напоминает, что каждому воздастся по делам.
Публикация породила десятки комментариев. Кто-то возмущался по поводу того, что студенты – “народ подневольный”, кто-то утверждал, что всё это “чепуха на постном масле”.
Эхом информация прошла по ивановским сайтам, а также попала в эфир телекомпании “Барс”. Факт взволновал и “Ивановскую газету”.
“Телекомпания сделала передачу, основываясь на грязи”
Найти студентов соцгума в социальных сетях несложно. Мы вышли не менее чем на полусотню ребят. Многие и вовсе ничего не слышали ни о пропавшем телефоне, ни о “некультурных” сотрудниках милиции. Полина Т. узнала о случившемся от своих одногруппников, которые находились в тот момент в корпусе и готовились к “Студвесне”: “Ребята сказали, что их просто попросили показать вещи, причем по собственному желанию. Как мне передали, всё было прилично”.
Оскорбленная декан факультета Елена ВАСИЛЬЕВА сама приехала к нам в редакцию. Она живет в Иванове, в университете работает восемь лет, пять из которых - в должности декана.
С ее подачи история выглядит так: около трех часов дня Елена Васильева обнаружила пропажу телефона. Подчиненные сделали несколько контрольных звонков. Убедившись, что абонент недоступен, посоветовали вызвать милицию. “Я не хотела этого делать, - говорит Елена Германовна. – У меня была назначена важная встреча в Иванове, мне не хотелось задерживаться. Но поддалась уговорам, поскольку также считаю, что это ненормально для факультета – у нас впервые пропадают вещи”.
Спустя полтора часа двое милиционеров были в кабинете декана, взяли объяснения с потерпевшей. “Далее сами ребята-очники, готовившиеся к “Студенческой весне”, поскольку им нужно было уходить, предложили показать сумки, чтобы быть вне подозрений, - продолжает декан. – Никаких обысков не было. Сотрудники милиции подошли к вопросу очень деликатно: записали фамилии, опросили, кто что слышал о пропаже. Они даже не притрагивались к сумкам – ребята сами всё выложили. После чего покинули университет. Больше милиционеры ни с кем не общались”.
Декан утверждает, что выходы не были заблокированы. “Это опять-таки выдумки, которые я узнала из… даже не знаю, как назвать… вот этого сайта. Если бы студент не захотел показывать свои вещи, никто бы его задерживать не стал. Я вообще была против того, чтобы студентов опрашивали”.
После этого Елена Васильева ответила на несколько вопросов корреспондента “ИГ”.
- Елена Германовна, говорят, что тот злополучный телефон вы попросту забыли в туалете. Вы помните, при каких обстоятельствах аппарат был утерян?
- Да, конечно. Я поговорила по телефону – это был короткий разговор. Я должна была посмотреть сайты в компьютерном классе, а затем спуститься в свой кабинет. Хотела договориться о встрече, но телефона не оказалось. У меня в голове не укладывается, чтобы кто-то мог зайти в мой кабинет, я же его никогда не закрываю. Про туалет… Я отношу это к разряду слухов. Меня взволновал сам факт кражи, ведь всё, что у нас где-либо оставляется, “перетекает” вахтеру, в деканат – всё возвращается…
Я не знаю, кто мог написать такую статью на сайт. Моё предположение: это связано с актуальностью проблемы сокращения штата милицейского состава. Не думаю, что это было направлено лично против меня – откуда столько внимания к моей скромной персоне?
- Как вы относитесь к утверждениям типа “если бы пропал простой телефон, то никто бы и внимания не обратил, а тут милиция сразу всполошилась”.
- Мне показалось наоборот. Они приехали спустя полтора часа, а от милиции до нашего здания близко - пешком дойдешь за пять-семь минут. Я даже перезванивала, понимая, что у меня сорвались все планы. Там мне ответили: “Ждите, приедем”. Если остальные люди ждут три или пять часов, то, может, это и привилегия.
- Если вы уверены в своей правоте, не хотите ли подать в суд за клевету на сайт, телекомпанию?
- В суд я обращаться не хочу. Не хочу, чтобы еще раз мусолили факультет, мое имя, имя ректора, сотрудников, студентов. У нас доверительные отношения со всеми студентами, по крайней мере – очниками. Я могу поручиться за каждого.
“Провокационная” статья - выходка оскорбленных заочников?
Понятно, что большинство студентов шуйского вуза не могли быть свидетелями тех событий, поскольку после занятий ушли домой. И всё же корреспонденту “ИГ” удалось найти двух первокурсниц, которые в тот день готовились к студвесне:
“Мы были на втором этаже, мастерили костюмы, - рассказали они. - Спустились вниз и узнали, что двери закрыты. Мы встретили в коридоре Ольгу Сергеевну, она нам сказала, что у Елены Германовны пропал телефон. Но мы ничего не слышали об этом, к нам даже никто не поднимался”.
Сама Ольга Сергеевна КАНДАКОВА (замдекана по воспитательной работе. – Д. К.) не отрицает, что двери в здании были заблокированы, но, по ее словам, по просьбе троих собравшихся домой дам их открыли. Правда, предварительно “выходящие” показывали сумочки (http://bonvida.ru/catalog/zhenskie/).
Ольга Кандакова считает “провокационную” статью – выходкой оскорбленных заочников. “У заочников - это первая сессия. Многие из них – люди взрослые, директора различных организаций. На перемене они ломанулись к выходу – покурить. Но двери были заблокированы. Тогда они захотели покурить в туалете, но я им запретила. Им это могло не понравиться”.
Второкурсницы Мелине ГРИГОРЯН и Нина КУЗНЕЦОВА – те самые участницы “Студвесны”, которые общались с милиционерами. Девушки в подробностях помнят тот час: когда они закончили репетиции, собрались домой, однако наткнулись на закрытые двери. Тогда все сели ждать в кабинете № 4. Меж собой ребята переговаривались о пропаже телефона.
“К нам пришли милиционеры, - говорят девушки. – Были вежливы: поздоровались, представились. Предложили показать вещи. Девчонки, нас было восемь, тут же раскрыли сумки, а трое мальчишек показали куртки. После чего мы пошли по домам”.
Девушки оскорблены тем, что в статье их назвали “гуманоидами”, а их преподавателей выставили извергами.
В милицию жалоб от обиженных студентов не поступало. В телефонном разговоре начальник штаба ОВД Шуйского района Лев БОРОВКОВ отказался комментировать инцидент. При личной встрече Лев Львович всё же сказал несколько слов. Он заявил, что все факты дела перевернуты с ног на голову. Никаких обысков милиционеры не устраивали.
Руководитель пресс-службы облУВД Владислав РАДОСТИН отметил, что в настоящее время проводится проверка действий сотрудников милиции, которая завершится к середине недели. А пока же он не считает себя в праве “комментировать слухи”.
Справка
“Без купюр” - интернет-издание, автором которой может стать любой зарегистрировавшийся пользователь. Руководство публикует “всё, как есть, включая орфографические ошибки”. “Пусть мнений будет много. Пусть каждый сам разбирается в том, что читает”, - пишет создатель сайта Вадим Бочкарев.
Дословно
Елена ВАСИЛЬЕВА: “Пропавший телефон - это подарок близкого человека. Он недешевый, хороший телефон. Но меня он уже мало беспокоит. Меня волнует моя репутация и репутация факультета”.