В Ивановской области впервые появятся инженерные классы

16 февраля 2023 08:38

Идея их создания принадлежит региональному координатору программы "Инженерная школа", кандидату педагогических наук, заслуженному учителю Марии Петровой. Такие классы помогут школьникам получить представление о будущей профессии и окончательно определиться с выбором

Получить дополнительные 10 баллов к ЕГЭ

С просьбой о создании инженерных классов Мария Петрова обратилась к губернатору Станиславу Воскресенскому на ежегодной педагогической конференции в августе. Глава региона идею поддержал, поручив проработать этот вопрос.

Мария Петрова надеется, что проект "Инженерная школа" обеспечит регион техническими кадрами.

На прошлой неделе в ивановском Центре выявления и поддержки одаренных детей "Солярис" состоялся первый трехдневный интенсив "Инженерной школы", на который пришли 45 десятиклассников из вичугской школы № 13 и 21-го лицея Иванова. В течение трех дней они прошли обучение по четырем направлениям: "Альтернативная энергетика", "Технический дизайн", "Электротехника", и "3D-моделирование".

Всего в проекте примут участие ребята из 11 школ области (в том числе из 5 ивановских). Именно в этих учебных заведениях и предполагается создать инженерные классы. На интенсивах школьников ждут лекции, мастер-классы, лабораторные работы. В конце старшеклассники будут сдавать дифференцированный зачет. Он поможет определить уровень знаний детей по той же физике, способность ребенка учиться в инженерном классе.

"Предполагается, что развитие компетенций по каждому из направлений поможет школьникам подготовиться к сдаче предпрофессионального экзамена в следующем году, а это позволит победителям получить дополнительные 10 баллов к ЕГЭ", – отметила Мария Арсеньевна. Главная же цель – дать будущим выпускникам понятие об инженерных профессиях, которые сегодня жизненно необходимы региону и стране в целом.

Программа "Инженерная школа", по мнению авторов идеи, позволит найти одаренных детей, заинтересованных в углубленных знаниях по химии, физике, математике и другим смежным дисциплинам, в освоении навыков проектной деятельности и приобретении предпрофессиональных компетенций в инженерных областях. Преподавать будут в том числе и действующие инженеры, которые могут дать ученикам первоначальные навыки, а дети определятся, стоит ли идти в эту профессию.

Эксперимент начали в сельской школе

В ходе первого интенсива будущие выпускники побывали на необычных уроках, вели которые преподаватели вузов. Например, о "3D-моделировании" учащимся школ рассказывал доцент кафедры технологических машин и оборудования ИГХТУ, инженер по специальности "Машины и аппараты химических производств и предприятий строительных материалов" Евгений Миронов. "Альтернативную энергетику" вел старший преподаватель кафедры электрических станций, подстанций и оборудования ИГЭУ, инженер Сергей Литвинов.

Урок "Электротехники" провели учителя физики высшей квалификационной категории, эксперты ОГЭ и ЕГЭ Галина Крючкова и Елена Тихомирова. Обе в числе 16 преподавателей прошли курсы повышения квалификации, которые вела Мария Петрова в областном университете непрерывного образования и инноваций.

Мария Арсеньевна около 35 лет проработала учителем физики в одном из престижных столичных лицеев, она соавтор нескольких действующих сегодня учебников по предмету, десятков методичек. Рассказывает, что в Москве инженерные классы существуют давно, и именно там готовят студентов для многих престижных вузов страны. Из этих ребят вырастают будущие инженеры, конструкторы, дизайнеры и представители других технических профессий.

В Ивановской области уже есть опыт создания "Инженерной школы" – в Луговской школе Кинешемского района, где первые шаги в этом направлении были предприняты еще в 2016 году. Мария Петрова передала сельским педагогам весь имеющийся материал, поделилась с ними опытом. И сегодня число учеников школы выросло почти в два раза, в их копилке есть победы в престижных технических конкурсах, дети из инженерного класса не раз поступали в серьезные вузы.

После интенсивов в "Солярисе" школьников ждет зачет.

"К сожалению, сегодня школьная программа построена в основном на теории, и детям не хватает практики. Вот и получается, что они идут не в те вузы, и даже если поступают на бюджет и хорошо учатся, потом уходят из профессии, так как изначально не представляли ее суть. Я уверена, что пришло время двигаться вперед, формировать инженерные кадры. И начинать это нужно как можно раньше", – считает Мария Петрова.

Возможность отработать теорию на практике

Первые участники "Инженерной школы" признались журналисту "ИГ": отправляясь на занятия в "Солярис", они опасались, что им будет ничего не понятно и скучно. Но уже на первой паре преподаватели замечали, как у детей горят глаза, как они хотят узнавать всё новое. После занятий ребята не хотели расходиться, несмотря на усталость.

Десятиклассница Мария Лукьянова из 21-го лицея рассказала, что в школе у них есть черчение, и это помогло ей справиться с заданиями на "3D-моделировании". "Я хочу стать архитектором, мне это интересно. Поначалу было страшно, ощущалась неуверенность в том, что пойму, смогу что-то сделать сама, нам это непривычно. Теперь после занятия я знаю, куда двигаться. Хорошо, что у нас есть такая возможность – поучиться здесь и понять, что действительно нам нужно", – отметила школьница.

Дмитрий Кусов из Вичуги признался, что никогда не видел такого оборудования. На уроках в школе они проходили многое из того, что прозвучало на первом занятии, но в "Солярисе" ребята получили возможность отработать и практические навыки.

"Конечно, я буду рад, если у нас в школе начнет работать инженерный класс. А еще отлично, если можно будет получить дополнительные баллы к ЕГЭ. Надеюсь, мне это поможет при поступлении", – отметил юноша.

Ситуация с дефицитом учителей физики – удручающая

Сейчас идет разработка и утверждение стандарта обучения по региональному проекту "Инженерная школа": участники составляют программу, готовят кадры. Директор ивановского лицея № 21 Нина Писарева пришла на интенсив, чтобы понять, как в будущем выстроить работу, как правильно спланировать расписание уроков, что предстоит изменить с начала учебного года. И, конечно, ей хотелось посмотреть, как реагируют на такие уроки дети.

"Для нас это новый виток развития – акцент на такие практикоориентированные знания. Я пришла, чтобы понять, как это будет работать изнутри, что и в каком количестве нужно приобрести", – пояснила руководитель.

Учитель черчения этой же школы Надежда Бычкова пришла на занятия с ребятами как классный руководитель. Призналась, что переживала за детей, опасалась, как всё пройдет. Говорит, результатом довольна – видно, что школьникам нравится. Зная азы черчения, они легко справляются с новыми программами уже в цифровом виде.

"Сегодняшние занятия – это своеобразное профориентирование детей. Многие ребята и в 10-м классе еще не определились с выбором будущей профессии. В итоге зачастую решение за них приходится принимать родителям. Вот тут им и предстоит понять, что их могло бы заинтересовать, а что нет", – считает Надежда Бычкова.

Мария Петрова уверена, что инженерные классы дадут приток желающих получить технические профессии в ивановских вузах. При этом она не скрывает, что не все коллеги ее сегодня поддерживают. В школах работает много педагогов пожилого возраста – им не очень хочется осваивать что-то новое.

К тому же в Ивановской области, как и в стране в целом, сегодня сложилась удручающая ситуация с кадрами, учителями физики в частности. Предстоит большая работа и с директорами школ, пока только 11 учебных учреждений дали согласие на участие в пилотном проекте. Следующий этап – приобретение оборудования для инженерных классов…

Региональный координатор программы не заглядывает далеко в будущее. Главное, уверена Петрова, что движение в правильном направлении запущено. Первый интенсив состоялся, а это значит, что, пусть и небольшими шагами, автор проекта и ее единомышленники будут двигаться вперед к главной цели – обеспечить регион новыми техническими кадрами и доказать ивановским школьникам, что инженерные профессии сегодня – это интересно и престижно.

 

Наталья БЫСТРЯНСКАЯ

Читайте также
В Иванове юные инспекторы за три минуты рассказали со сцены о важности ПДД
Валентина Серова: "Машинист не может остановить поезд мгновенно" 
Мобильные комплексы "Стань чемпионом" помогут выявить спортивные таланты ивановских детей