В Ивановской области возникла проблема утилизации старых шин

9 февраля 2023 10:45

Из-за высокой стоимости переработки бесплатных пунктов приема в регионе нет – за утилизацию одного колеса нужно доплатить от 50 до 500 рублей. Неудивительно, что при отсутствии жесткого контроля на этой статье расходов экономят не только простые ивановцы, но и предприятия.

На солнце выделяются токсины

Автомобильные покрышки относятся практически к максимальному, четвертому классу опасности. При разложении под воздействием солнечных лучей они выделяют более десятка вредных химических веществ, в том числе канцерогены.

До недавнего времени на эти факты в России не обращали особого внимания. Более того, из старых автомобильных колес делали клумбы во дворах, полосы препятствий на детских площадках и даже колодцы на огородах. 

Борьба с автопокрышками началась лишь несколько лет назад. В Ивановской области после вмешательства надзорных органов колеса сначала убрали с территории детских садов, а в 2021 году за "шинный" декор во дворах начали массово штрафовать управляющие компании. Несмотря на возмущение не осознающих угрозы жителей, покрышки исчезли с клумб у многоэтажек.

Но проблема утилизации изношенной авторезины гораздо шире. Современное законодательство предусматривает наказание за любые нарушения при накоплении и утилизации покрышек. Их нельзя выкидывать в мусорный контейнер, складывать на контейнерной площадке и отвозить на мусорный полигон.

КОНКРЕТНО. За нарушения при хранении и утилизации изношенной авторезины Кодекс об административных правонарушениях предусматривает наказание и для предприятий, и для простых граждан. Для последних штрафы составляют от 2 до 3 тысяч рублей, для юридических лиц – от 100 до 250 тысяч.

В 2021 году сразу несколько управляющих компаний получили крупные штрафы – до 250 тысяч рублей – за покрышки во дворах. А вот в 2022-м за нарушения при хранении и утилизации покрышек не наказывались ни физические, ни юридические лица. В этот период действовал мораторий на проведение проверок и возбуждение административных дел, введенный российским правительством, пояснили "ИГ" в областном департаменте экологии и природных ресурсов.

В шиномонтаже просят от 50 до 500 рублей за колесо

Дабы не нарушать экологическое законодательство, предприятиям необходимо заключать договоры на утилизацию опасных отходов. А что делать простым жителям? В детально проработанном навигаторе по раздельному сбору отходов в Ивановской области ни одного пункта по приему автомобильных шин нет. Только бумага, металл, пластик, стекло, одежда, батарейки, градусники…

Причина кроется в высокой стоимости утилизации. Люди привыкли сдавать за небольшую плату макулатуру, пластик или металлолом, постепенно привыкают бесплатно относить в пункты приема текстиль, батарейки и даже зубные щетки… Но то, что за утилизацию старого колеса нужно доплачивать, для многих является шоком.

Поэтому шины продолжают массово оказываться на свалках. Так, в ноябре проблема утилизации старых покрышек обозначилась в Кинешме. По оценкам местных властей, только на контейнерных площадках их скопилось более тысячи.

В офисе Регионального оператора по обращению с ТКО уточнили, что покрышки не относятся к коммунальным отходам. А значит, их утилизация не входит в сферу деятельности компании.

Единственный законный способ избавиться от изношенных шин – пользоваться услугами шиномонтажных мастерских, заключивших договор на утилизацию. Этот рынок только начал формироваться, поэтому разбег цен впечатляет: от 50 до 500 рублей за оставленную в сервисе покрышку от легкового автомобиля.

Не все автосервисы принимают шины на утилизацию.

Владелец одной из ивановских шиномонтажных мастерских рассказал "ИГ", что работу по программе утилизации ведет около 10 лет. Стоимость услуги закладывается в стоимость замены колес. Если вначале часто приходилось сталкиваться с непониманием, то сейчас ивановцы стали относиться к неизбежным расходам значительно спокойнее.

ИСПЫТАНО НА СЕБЕ. Для эксперимента я выбрала крупную сеть ивановских мастерских, куда привезла пробитую покрышку. После некоторого замешательства сотрудник сервиса согласился взять шину, но "сделка" прошла неофициально, без чека. 100%-ной уверенности в том, что мое колесо поедет на завод по переработке, не появилось.

Недобросовестные компании завалили "гражданские" контейнеры

Для того чтобы постепенно приучить население правильно утилизировать шины, в течение 2022 года администрация Иванова вместе с компанией "ЭкоМир" дважды провели акцию "Антишина". В разных точках города временно появились несколько контейнеров для авторезины, куда можно было бесплатно привезти ненужные покрышки.

"Решили провести такую акцию, чтобы люди не выкидывали их в лес, а могли сдать в специализированные места", – рассказал директор "ЭкоМира" Владимир Процик.

Однако акция приобрела неожиданный поворот. Кроме населения, покрышки грузовиками стали свозить предприятия, управляющие компании, ТСЖ. Некоторые сваливали отходы рядом с контейнерами, а на просьбу отвезти груз на предприятие по переработке отвечали отказом.

"99% шин, мы уверены, привезли недобросовестные юридические лица. Долгие годы ничего не делали, а тут бесплатно без документов решили сдать", – считает Владимир Процик.

Более того, уже после окончания акции ивановцы продолжали свозить авторезину на точки временного размещения контейнеров. Так, гора из покрышек продолжает расти на перекрестке улиц Некрасова и Станкостроителей. И по большому диаметру колес видно, что здесь немало покрышек от спецтехники. Во время визита корреспондента "ИГ" на снегу были свежие следы от шин разгружавшейся машины.

Организатор акции обещает убрать эту свалку за собственный счет, но, по мнению Владимира Процика, на эту ситуацию должны обратить внимание надзорные органы. Например, проверить у предприятий, имеющих дело с опасными отходами, наличие договоров на утилизацию.

Таким образом, первый опыт "Антишины" в Иванове оказался неудачным. "В таком формате акции точно проводиться больше не будут. Скорее всего, станем принимать шины через шиномонтажи наших партнеров в ограниченном количестве – например, не более восьми колес с семьи", – рассказал Владимир Процик.

Работа завода по переработке резины приостановлена

Компания "ЭкоМир" занимается сбором и транспортировкой отходов III–V классов опасности более десяти лет. Часть "мусора" предприятие утилизирует своими силами, часть передает организациям-партнерам по договорам.

Сначала старые покрышки приходилось вывозить в другие регионы, но в 2019 году линию по переработке изношенных шин запустил завод по переработке РТИ в Ивановском районе.

Предполагалось, что мощность предприятия – более 3,5 тысячи тонн в год – полностью покроет потребности региона. Из отработанных покрышек делали крошку разных фракций, которая шла на изготовление резиновой плитки, кровельных материалов, покрытий для спортивных площадок. Распространение вредных веществ в окружающую среду блокировала специальная краска.

Недостатка в сырье не было, но с осени 2022 года предприятие находится в простое, сообщили "ИГ" на заводе. "В данный момент рынок выпускаемого нами товара перенасыщен, количество заказов уменьшилось (в основном мы работали с муниципальными властями)", – пояснили на предприятии.

По действующему законодательству, в течение 11 месяцев простоя предприятие имеет право хранить старые резинотехнические изделия, а дальше после оценки ситуации на рынке придется принимать решение по дальнейшей судьбе завода.

По словам Владимира Процика, в случае закрытия предприятия неминуемо вырастет стоимость утилизации – ориентировочно с 50 до 100 рублей за одну покрышку. Ведь к расходам прибавится транспортировка в другой регион: один из ближайших крупных заводов находится в Московской области. А выросшая цена неизбежно сократит число желающих платить за сохранение экологии. Проблема утилизации старых колес превращается в замкнутый круг.

Лилия СУХАРЕВА

Читайте также
В парке "Красная Талка" в Иванове прошел большой городской субботник
Покорители брусьев и бревна
Починить двигатель автомобиля за три часа