Профессор, настраивающий на оптимизм

20 ноября 2022 09:01

"ИГ" знакомит читателей с доктором наук, ведущим ученым Кафедры непрерывного психолого-педагогического образования ИвГУ Владимиром Назаровым. Многие годы своей научно-педагогической деятельности профессор, отметивший недавно 70-­летие, посвятил аспектам поведения и взаимодействия людей, объединенных принадлежностью к одной социальной группе.

Психологическая наука – в помощь производству

Любопытно, что Владимир Иванович по образованию – врач, защитивший кандидатскую диссертацию на медицинскую тему. А в итоге стал ведущим ученым в области психологии.

"Действительно, если рассматривать нашу семью в поколениях, то я седьмой, кто окончил Ивановский медицинский институт. Но научные интересы для меня связаны с исследованиями в психологии. Это, в частности, вопросы становления личностно-профессиональных компетенций будущих специалистов, проблемы политической активности региональной молодежи, практика современной социальной работы", – поясняет Назаров.

Но самые значимые для него – исследования по изучению перцепции (чувственного восприятия окружающего мира) в управлении. Этому посвящена его докторская диссертация. Разработку темы Владимир Назаров начинал в лаборатории и психологии труда, основанной известным ивановским ученым Роальдом Гительмахером на экономическом факультете ИвГУ в конце 1980-­х годов. 

Владимиру Назарову вручили награду от министерства науки.

В научном арсенале Владимира Ивановича 17 рационализаторских предложений и 2 изобретения, которые нашли применение в области новых медицинских технологий. На вопрос о практической значимости любой научной работы Владимир Назаров отвечает: "Полученные результаты должны быть востребованы жизнью".

Время показало: активное участие профессора Назарова в выполнении проектов на ведущих предприятиях Ивановской области повысило эффективность деятельности их руководителей и производства в целом.

Не один год он возглавляет научно-исследовательский сектор Ивановского госуниверситета, занимал должность проректора по образованию, координировал международные проекты, создавал университетский центр "Карьера" с регулярно действующей "ярмаркой вакансий" для выпускников.

В начале 2000-­х годов Назарова избирают членом-корреспондентом Международной академии психологических наук и членом-корреспондентом Российской академии естественных наук по отделению "Проблемы изучения биосферы". Под его непосредственным руководством подготовлены и защищены 15 кандидатских и одна докторская диссертации.

"Чтобы защита диссертации прошла под овации"

Бывшие аспирантки, сегодняшние кандидаты психологических наук Алла Афонина и Марина Прошек, с теплотой и любовью рассказывают о периоде своего ученичества в научной школе профессора Назарова.

Именно Владимир Иванович заложил фундамент их будущего профессионального мастерства. В процессе работы над диссертацией опытный наставник обучал методам самостоятельного поиска, прививал навыки сосредоточенной мыслительной работы и культуры инновационной деятельности.

По словам заместителя директора Центральной научной библиотеки Аллы Афониной, Назаров обладает высоким научным потенциалом и даром талантливого наставника. Алла Вячеславовна хорошо помнит ту чуткость и душевную заботу, что проявлял к диссертантке научный руководитель, когда шла подготовка к защите.

"Я благодарна судьбе, – говорит Алла Афонина, – которая послала мне встречу с Владимиром Ивановичем. Профессор помог мне грамотно выстроить подготовленный к защите материал. Он дал старт профессиональной карьере многих психологов, которые теперь работают в разных учреждениях страны. Профессор Назаров во всём имеет четко сформулированные позиции, умеет аргументированно отстоять их. Но самое главное – это замечательный человек, прекрасный собеседник, интересная личность. Он способен поддержать любой разговор на любую тему".

Доцент кафедры непрерывного психолого-педагогического образования ИвГУ Марина Прошек, которая входит в число победителей Всероссийского проекта "Золотые имена высшей школы", посвятила стихи дорогому Учителю и коллеге:

Я внимательно слушала лектора,
Излагавшего суть психологии,
Отмечала Вашу приветливость,
Но и методы – в меру строгие.

 Вот случилось работать над темою –
Я писала у Вас диссертацию –
Научили быть сильной и смелою,
Чтоб защита прошла под овации.

 Мне сказать Вам "спасибо" хочется,
Пожелать много новых идей,
Безусловно, активного творчества
И свершений во благо людей!

 Семинары напоминали дискуссионный клуб

Отвечая на вопрос о компетенциях, которыми необходимо обладать современному вузовскому преподавателю, Владимир Назаров считает, что "они веками прежние". Пожалуй, сегодня нужно добавить лишь "готовность использовать современные информационные технологии".

Несмотря на то что окружающий нас мир всё более усложняется, не стоит, на взгляд профессора, отказываться от старых проверенных временем форм занятий и методов преподавания, но при этом нужно вести творческие поиски нового. Только такой подход может обеспечить реализацию целевых установок вузовского образования.

"Роль преподавательских усилий, – объясняет Владимир Назаров, – вижу в формировании профессионально значимых качеств будущего выпускника". Профессор психологии с оптимизмом смотрит в будущее вузовского обучения: "В истории образования трудности в его технологиях были всегда, сегодняшние не считаю кризисными".

И вчерашние, и нынешние студенты Владимира Ивановича, словно сговорившись, называют главное личностное качество своего учителя – оптимизм. Пятикурсница заочной формы обучения Анна Чепиевская в своем отзыве о профессоре подчеркивает его умение сохранить позитивный настрой в самых негативных ситуациях.

"Мудрый, опытный, компетентный. Знает, как вдохновить студентов на, казалось бы, невозможные свершения. У него неизменно получается помочь нам увидеть свет в конце тоннеля, вывести из тупиковых обстоятельств. Владимир Иванович обладает способностью вдохновлять и "заряжать" окружающих его людей новыми силами. Каждая учебная пара проходит в дружелюбной атмосфере сотрудничества, сотворчества, доверия и уважения друг к другу", - рассказала Анна.

Студенты очного отделения также рассказывают, как им повезло с преподавателем социальной психологии. Например, Анастасия Горбунова вспомнила: поначалу ее одногруппники жутко испугались, когда узнали, что занятия у них будет вести доктор наук Назаров. Хватит ли им знаний, чтобы общаться с профессором?

Но оказалось, что Владимир Иванович умеет говорить о самом сложном доходчиво и доступно. "Мы сразу же не стеснялись высказывать собственное мнение, – уточняет Анастасия Горбунова, – и, как умели, аргументировали его. Преподаватель был предельно корректен и тактичен, "причесывая" наши вольные мысли. Семинары по социальной психологии чаще всего напоминали дискуссионный клуб, к заседаниям которого мы очень серьезно готовились, потому что стремились соответствовать той высокой планке, к которой нас целенаправленно подтягивал Владимир Иванович".

…Я предложил Владимиру Назарову высказать что-то вроде напутствия молодым коллегам и ученикам. "Жизнь выстраивается, когда в центре всего сохраняется здоровье. Желаю, безусловно, его. Преподавательское сословие интеллектуально развито, поэтому – новых творческих успехов. И, конечно, того, что называют счастьем!"

Рубрику ведет Илья НАДЕЕНСКИЙ

Читайте также
В Палехе овчинный промысел был привлекательнее росписи шкатулок
Стирайте по ночам и избегайте импульсивных покупок
Как стать "Умнее всех"