8 декабря 2021
ИВАНОВСКАЯ ОБЛАСТЬ ...

Телефон: +7 (4932) 41-94-81

Email: ivgazeta@bk.ru
Реклама: igreklama@bk.ru
Подписка: igpodpiska@bk.ru

Культура 23 ноября, 11:58 2482

Не забудут ли ивановцы дорогу в музей?

Ивановцы забывают музейную атмосферу
Ивановцы забывают музейную атмосферу
К печальным обстоятельствам коронавирусных ограничений вместе со всеми приспосабливаются и учреждения культуры, в частности музеи. В 2020 году их совсем закрывали для посетителей, а сейчас они обязаны пропускать гостей с проверкой кодов. Проданных билетов стало меньше – где-то на треть, а где-то и в десять раз.

 Хочешь прекрасного? Иди в интернет!

После продолжительного локдауна (с марта по июнь 2020-го) любители истории и искусства вернулись в музеи в режиме индивидуального посещения, долгое время без экскурсионного обслуживания и при соблюдении социальной дистанции. Учреждения ввели дезинфекцию помещений, предварительную запись, исключили прием туристско-экскурсионных групп и проведение массовых мероприятий. До сих пор масочно-перчаточный режим обязателен как для посетителей, так и для сотрудников.

К прежним мерам недавно добавились еще и QR-коды: с 29 октября пойти в музей могут только ивановцы, прошедшие курс вакцинации, имеющие справку о наличии антител или свежий отрицательный тест на коронавирус. Все без исключения посетители должны иметь при себе удостоверение личности.

Конечно, даже в период локдауна деятельность музеев не останавливалась. Научные сотрудники работают с фондами, развивают проекты в соцсетях, проводят научные исследования. Директор департамента культуры Наталья Трофимова отметила по итогам 2020 года, что учреждения культуры Ивановской области смогли выстроить новый формат работы и музеи оперативно освоили онлайн-режим, благодаря чему число виртуальных посещений увеличилось на 61,7%.

Справка. В Ивановской области работают 8 государственных и 12 муниципальных музеев. 11 имеют краеведческий профиль деятельности, 5 – художественный, 3 – смешанный, 1 – мемориальный. Плесский музей-заповедник указом президента занесен в реестр особо ценных культурных объектов федерального значения. В 2019 году музеи региона посетили 398,2 тыс. человек, в 2020-­м – 184,4 тыс. За 9 месяцев 2021 года – 316,6 тыс. человек (львиная доля приходится на август, когда всплеск посещаемости был связан с турпотоком в Плёсе и Палехе.

 В том числе в онлайне реализовали ряд крупных межмузейных проектов, посвященных 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. В этом году прошло большое количество интересных проектов: выставки в рамках фестиваля современного искусства "Фабрика авангарда", проект "Plein Air… Взгляд с натуры", арт-проект "Лен", выставка костюмов к фильму-сказке Олега Погодина "Конек-Горбунок"...

"Все запланированные выставочные проекты в 2020 и 2021 годах реализованы в полном объеме. Однако из-за пандемийных ограничений приходилось переносить сроки открытия и корректировать продолжительность ряда экспозиций. Вернисажи при открытии выставок обычно заменялись онлайн-презентациями. Музеи региона работают на таких площадках, как "ВКонтакте", "Одноклассники", Facebook, Instagram, активно проводят живые трансляции мероприятий, знакомят потенциальных посетителей с новыми выставками", – сообщил департамент культуры.

Нагрузка на экскурсоводов значительно возросла

Интернет интернетом, но ведь музейная среда не может существовать без главной составляющей – посетителей, которые приходят, чтобы увидеть культурные сокровища собственными глазами. В этом смысл существования музея как такового. И учреждения делают всё от них зависящее, чтобы не терять живого, а не виртуального гостя.

На место организованных групп в музеи пришли семейные посетители.

В департаменте культуры признают, что новые ограничительные меры (запрет на массовые мероприятия, численность экскурсионной группы не более 10 человек, введение QR-кодов) создают определенные сложности и требуют от музеев дополнительных ресурсов. Например, чтобы провести экскурсию с одним классом или с одной группой туристов требуются одновременно три-четыре экскурсовода, хотя раньше справлялся один.

"Ограничительные меры повлияли на посещаемость. Приостановлена работа со значительным числом туристических фирм, отменены многие запланированные поездки и заказанные экскурсии, в том числе школьников. Уменьшилось число и индивидуальных посещений музея, в частности, стало меньше гостей пожилого возраста. В связи с запретом приходить без родителей (сопровождающих) лицами до 18 лет музеи временно лишились и этой категории посетителей", – пишет депкульт.

Возникают и проблемы этического порядка: у одного человека QR-код есть, а у другого нет – из солидарности с близкими люди разворачиваются на пороге в музей и уходят.

Желающих посмотреть на мыло сократилось в 10 раз

В этой ситуации у государственных музеев все-таки есть преимущество в виде бюджетных денег – по миру они не пойдут. Сложнее всего сейчас частным коллекциям, не все из них переживут затянувшийся кризис. Ведь посетители для них – единственный источник дохода. 

Директор частного Музея мыла в Шуе Татьяна Кульвановская рассказала "Ивановской газете", что поток гостей у нее сейчас упал почти в десять раз (!) по сравнению с допандемийными временами – доходы кардинально снизились. Ее надежды связаны с разработкой новых форматов работы, которые позволят продержаться до нормализации ситуации.

"Наши посетители сейчас – "штучный товар", я бы сказала, это люди, которые готовы, несмотря ни на что, знакомиться с уникальными объектами в родной России. Их теперь очень немного, например, за последние выходные у нас были от одного до четырех человек в день. В основном приходят индивидуальные посетители, пары, – рассказала Татьяна Кульвановская. – На введение QR-кодов посетители реагируют негативно, не все относятся к этому с пониманием. Знаете, какие обидные ситуации бывают? Приходит пара: у нее есть код, а у него нет ни теста, ни кода. И при том, что мы сейчас и так с хлеба на воду перебиваемся, я вынуждена отказывать в посещении, потому что завтра придет Роспотребнадзор и наложит штраф. А из чего его платить? Сейчас музей выживает за счет моего энтузиазма. Мы выиграли еще один президентский грант, разрабатываем аудиопутеводитель по Шуе, и компания "Инвольта" готовит нам приложение. Будем проводить квесты по историческим зданиям Шуи…".

Ставка на аудиогиды

Туристическая Мекка Ивановской области – уютный Плёс. Минувшим летом здесь было много посетителей, значительная часть которых привлекается культурным, живописным флером городка на Волге. И это спасло местные музеи.

Плесский музей-заповедник ощутил в полной мере все сложности приема гостей в обстановке ковида, но не спасовал перед трудностями, а открыл, по словам директора Аллы Чаяновой, новые возможности. Учреждению пришлось разрабатывать новые форматы работы: аудиогиды с использованием различных звуковых эффектов, мастер-классы для детей и взрослых, активно включать онлайн-работу.

"Сразу после локдауна в 2020 году лист ожиданий в музее (предварительная запись) составлял почти месяц! В 2021­м люди целенаправленно ехали к нам и уже планировали свой поход в музей, – рассказала Алла Чаянова. – Это заставило нас сформировать новый подход к предоставлению услуг: ввести сеансовые посещения, экскурсионные билеты, существенно увеличить количество аудиогидов в постоянных экспозициях и ввести их на временных выставках. Пять лет назад мы работали в основном с организованными группами (с круизных теплоходов и туристических автобусов), а сейчас во главу угла ставим индивидуального, семейного посетителя. Для нас стало своеобразным открытием, что такой туризм приносит хорошую финансовую отдачу. Это когда человек приходит в музей не в составе организованной группы, строго ограниченной по времени и с заданным набором экскурсий, а целенаправленно, зная, куда и зачем идет".

Бурылинский музей не добрался только до "Тик-Тока"

Один из лучших в России коллекционных музеев, Ивановский музей Бурылина, по словам директора Сергея Конорева, по-прежнему делает интересные выставочные проекты. Но, к сожалению, новые выставки в связи с обстоятельствами не вызывают сейчас резонанса, которого они достойны. Хотя, например, проект "Русско-японская война в собрании музея" вошел в число победителей конкурса фонда "История Отечества" по поддержке выставочной и экспозиционной деятельности.

"В рамках этого проекта мы впервые представили коллекцию печатной графики периода русско-японской войны 1904-1905 годов, фотографии, литографии, негативы. К сожалению, публика его мало заметила, хотя некоторые люди специально приезжали даже из Москвы. Интересным был проект по костюмам из фильма "Конек-Горбунок" в рамках кинофестиваля "Зеркало". Сейчас у нас продолжает работу любопытная выставка к 150=летию Иванова", – рассказал Конорев.

Бурылинский музей также отмечает снижение потока посетителей – почти на треть. Поэтому развивает культурные и образовательные проекты онлайн, добиваясь значительного роста числа подписчиков.

"Сейчас к нам ходят в основном поодиночке, вдвоем. Мы планируем, что по итогам года у нас будет порядка 40 тысяч посетителей, а по госзаданию должно быть 53 тысячи. Хотя до пандемии каждый год гостей у нас раньше было больше, чем по госзаданию, – принимали по 55-56 тысяч человек. Мы существенно расширили свое присутствие в соцсетях. Нас нет, по­моему, только в "Тик-Токе". Очень много мероприятий проводится онлайн: и экскурсии, и специализированные лекции, снимаем ролики и выкладываем их на "Ютуб". Число подписчиков у нас увеличилось значительно, больше чем в два раза. Конечно, мы с надеждой смотрим в будущее, ждем момента, когда сможем снова нормально работать", – заключил Сергей Конорев.

…Почти все мои собеседники отметили, что за время пандемии музеи смогли завоевать благодаря выходу в онлайн новое пространство и новых поклонников. Но эти успехи могут навести и на парадоксальные выводы: не возникнет ли у властей соблазна закрыть музеи для реальных посещений? Опять же экспонаты целее будут. Однако, как уже отмечалось, только перешагнув порог музея, можно полностью окунуться в его атмосферу. Остается надеяться на скорейшее снятие всех ограничений.

 

Ирина БЕРЕГОВА

Поделиться

Читайте также в рубрике «Культура»

Опрос

Какое прозвище памятнику Котельникову вы бы дали?

  • "Снова в школу"
    23.5%
  • "Коробейник"
    27.1%
  • "Счастливый грибник"
    35.3%
  • Бонд
    14.1%
  • Всего голосов: 85.
Голосовать Все опросы Результаты

 

18+

Телефон: +7 (4932) 41-94-81

Email: ivgazeta@bk.ru
Реклама: igreklama@bk.ru
Подписка: igpodpiska@bk.ru

Нажмите Ctrl+Enter,
чтобы сообщить об опечатке