С собой приходится возить доски
Моего коллегу, журналиста и писателя, первого главного редактора «ИГ» Виктора Соколова, поразил рассказ заволжского поэта Александра Морозова о горожанине, философе-самоучке и экологе, который поселился в заброшенной деревне Третьяково Кинешемского района для того, чтобы реализовать на месте свою систему, уже имеющую сторонников.
• Строки из системы Пожидаева
Почему я решил уехать в деревню? Жизнь здесь способствует реализации моей главной идеи: построить общественную систему, максимально эффективно развивающую каждого человека и природу в целом. Нынешнее взаимоотношение государства, общества и человека существует уже несколько тысячелетий, но не решило проблем бедности, разобщенности людей, сохранения окружающей среды. Напротив, их усугубила. В человеке эгоизм берет верх над нравственностью, и он совершает преступные деяния по отношению к другим людям и природе.
Путь в деревушку к доморощенному философу начался не без проблем. Бородатый 31-летний парень Володя встречал наше редакционное «Рено» на развилке шоссейной дороги у Антипина, чтобы на своей красной «Оке» показать направление по полю (дороги здесь нет) к своему дому. Это всего километра два. Его легкая малолитражка пролетала над неширокими волоками, как бабочка. А мы сели «брюхом» уже на второй низине, со страшным ревом двигателя преодолев первую. Но Володя подсуетился: кинул несколько досок (оказалось, он всегда возит их с собой) под задние колеса. Затем подцепил тросиком передок «Рено» к «Оке» и вытащил нас.
Наш водитель отказался ехать дальше и вернулся на шоссе, а я пересел в кабину к Пожидаеву.
«Какая там машина-бабочка, – засмеялся он. – Я и сам несколько раз с 2014 года, когда купил дом в Третьякове, капитально застревал. Выручали мужики из соседних Матвеева и Пеньков, у которых есть трактора. С Юрием Молотовым и его сыном я дружу. Они и со сваркой помогают, и в ремонте «Оки» подсказывают. А по поводу дороги от Антипина обращался в Решемское поселение. Один раз здесь прошел грейдер – проезд стал еще хуже: всю луговину он содрал. А ведь когда деревня была жилой, подобие проселка имелось, но его окончательно разбили лесовозы».
До зимы нужно подключить печку
…Сворачиваем с клеверного поля (сельхозпредприятие «Решма» посеяло и забыло про него). Третьякова из-за проросшего кругом молодого леса даже не видно. Дом деревенского философа крайний, и единственный из четырех уцелевший и жилой.
Новая печь готова к монтажу
До революции 1917 года здесь было много крепких домов и жили в них крестьяне-пимокаты, катавшие в Казани валенки и приезжавшие домой на полгода в летний сезон. Нежилым Третьяково стало еще в советские годы.
«Не уцелела только русская печь, – продолжает Володя. – Неизвестные разобрали ее по кирпичику. Во всех четырех домах. Я сделал времянку для обогрева по чертежам из Интернета. Здесь, чтобы выжить, надо делать всё самому. Есть у нас с Валентиной (гражданской женой. – П. Р.) и летняя кухня – ее тоже сам строил. Сейчас закупил трубы для дымохода и другие части для новой печки. Ведь мы планируем впервые остаться в деревне на зиму. Раньше уезжали к Вале на три месяца в Москву, где она работает по гибкому графику в типографии. Она моя единомышленница, мы сторонники выращивания экологически чистой продукции, вегетарианцы. Кстати, с ней я познакомился на экологическом слете в Тверской области».
• Строки из системы Пожидаева
Что позволяет эгоизму взять верх? Во-первых, у людей нет общей цели. Они строят свою жизнь, руководствуясь зачастую даже не своими потребностями, а желаниями. Во-вторых, все наши социальные институты (сферы общественных взаимосвязей) построены на отношениях «начальник – подчиненный». Роль начальника подталкивает человека злоупотребить властью ради удовлетворения своих желаний. Роль подчиненного подталкивает искать выходы подавленной энергии в обход сложившимся правилам и, вполне возможно, в ущерб интересам других людей. Законодательная, исполнительная, судебная власти не в состоянии отследить и исправить все эти проявления.
Добротный дом – в стадии непрерывного ремонта. Кругом доски, стройматериалы, мост к входной двери разобран – пришлось идти по качающейся доске, как бычку из стихотворения Агнии Барто.
Бывший животноводческий двор превращен в слесарно-столярную мастерскую. Здесь под крышей – высокий ряд распиленных для колки сухих лесин, которые Володя перетаскал из окружающих чащоб.
Гаджет – от солнечной энергии
Свою концепцию спасения от городской цивилизации Володя описал и в интернет-фильме. А его гаджет работает от аккумуляторов, заряженных солнечной энергией: ведь в деревне нет электричества.
Литературу по философии, психологии и социологии деревенский интеллектуал, закончивший в Таганроге два курса психологического факультета, читает под светодиодной лентой (тоже от солнечных источников), прикрепленной у изголовья кровати.
Владимир и Валентина выращивают экологически чистые овощи.
Пожидаев ездил в Кинешму, в местный филиал энергосетевой компании, и просил провести линию от Антипина: «Для возрождения Третьякова, куда могли бы приехать наши единомышленники, с которыми мы общаемся в Интернете, и создать экологическую деревню для выращивания чистой сельхозпродукции с теплицами и пасекой». Но в полном соответствии с его теорией о негативном влиянии городской цивилизации на сознание людей энергетики не поняли благих намерений энтузиаста и предложили заключить с ними договор о строительстве новой линии на… 1 миллион 380 тысяч рублей. Таких денег у Володи нет. Семья живет на небольшие заработки в Интернете хозяина и московскую зарплату Валентины, полностью обеспечивая себя экологически чистыми овощами на отдохнувшем за десятки лет от возделывания огороде.
После того как Володя бросил официальную психологию и вуз («я не принимал догматы преподавателей»), он уехал на стройки Сочи. На заработанные на курорте деньги и купил дом в деревне для реализации своего проекта.
• Строки из системы Пожидаева
Я предлагаю использовать Интернет для успешного взаимодействия людей между собой. На сайте создаются три группы: физического, социального и психического развития. Когда будет решен вопрос с жильем, группе физического развития будет поставлена задача по строительству биовегетария (зимней теплицы), для выращивания продуктов питания, удовлетворяющих потребности всех участников, и на продажу. Второй группе ставится задача по поиску и привлечению новых участников, третьей – по определению индивидуальных потребностей в психическом развитии и по поискам путей их удовлетворения.
На видном месте в избе недипломированных экологов, как в школе, висит доска, куда Володя записывает «первоочередные дела и планы». Ближайшие из них – установить дымоход, огородные хлопоты, подготовка к зиме, покупка краски и шпаклевки в Кинешме. Перспективные – приобретение генератора. Но есть и такая запись: «Строить отношения сотрудничества».
«Воевать» ни с кем, в том числе с местной властью, Володя не собирается. Он и чиновников готов привлекать к возрождению деревни Третьяково. Здесь Володя и Валентина поселились навсегда.