Некоторые УК сделали отдельную приписку под общим счетом за коммунальные услуги, а ряд контор, например «Центральная управляющая компания» и УК «Прогресс», поступили еще хитрее и попросту замаскировали еще одну строку в перечень своих услуг. Они предложили жителям два варианта «Итого»: к оплате без учета добровольного страхования и с платежом за страховку. Последний варьирует в зависимости от площади квартиры. Причем договор, по сути, предлагается заключить с одной и той же организацией – «Уралсиб Страхование». В среднем жителям предлагают ежемесячно платить по 250-350 рублей.
Пенсионерка Татьяна Константинова рассказала: «Такой счет с новой строкой пришел и нам. Я поначалу даже испугалась, что придется теперь платить постоянно. Но потом позвонила сыну, он сказал, чтобы я ни в коем случае не оплачивала этот счет, а вычеркнула из списка или при возможности и вовсе отрезала эту часть квитанции». Хорошо, что у пожилой женщины нашелся грамотный советчик.
Конечно, на квитанции «Уралсиб» разъясняет собственникам, что платеж добровольный и граждане имеют право выбрать любую страховую организацию. Но для невнимательных жильцов первый же взнос денег, пусть даже ненамеренный, автоматически обернется заключением договора. При этом уже неважно, что специальных договоров вы не подписывали, страховщиков в глаза не видели, с подробнейшим перечнем и прочими нюансами услуги не ознакомились. И можно уверенно сказать, что немало жильцов, особенно пожилых, наверняка попались на эту уловку.
В принципе, страхование жилья – вещь полезная. (Чтобы не остаться у разбитого корыта в случае затопления или пожара). Понятно, что страхование недвижимости от всевозможных происшествий надо стимулировать. Вопрос в том, каким именно способом нужно подталкивать граждан к заключению договоров.
К слову, ивановский опыт не нов. В других городах по всей стране страховщики и УК так поступают уже не первый год. И даже через суд оспорить включение навязываемой, по сути, услуги добровольного страхования в коммунальную квитанцию удавалось не всегда.
На инициативу тесного сотрудничества страховщиков и ивановских УК уже отреагировала областная Служба жилищной инспекции. По поводу включения дополнительных услуг в платежные документы там сообщили: «Платежка для собственника в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения (работы по управлению домом, содержание и текущий ремонт общего имущества, ОДН), взнос на капитальный ремонт и плату за коммунальные услуги». Так что, исходя из норм действующего жилищного законодательства, «добровольный страховой взнос» не является ни жилищной, ни коммунальной услугой и, следовательно, не может быть включен управляющей организацией в квитанцию.
В жилинспекции добавили, что «Центральной управляющей компании» и «Прогрессу» выданы предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований законодательства.