Федеральные журналисты спешно покинули пресс-конференцию
Я принимала участие во всероссийском журналистском медиафоруме Народного фронта. День 3 апреля был завершающим. Утро выдалось совершенно обычным. Журналисты немного устали и с удовольствием предвкушали возвращение домой. Погода не радовала: еще с ночи зарядил тоскливый мелкий дождь.
Встреча с Владимиром Путиным в рамках форума должна была начаться в 12 часов. Но президент задерживался, и мы два часа ждали его в выставочном центре «Экспофорум». Как выяснилось впоследствии, эта задержка сыграла немаловажную роль в моих планах и в конечном итоге отвела меня от возможного удара.
Спустя полчаса после начала встречи мы заметили одну странность: неожиданно исчезли все съемочные группы федеральных каналов. Никто не придал этому особого значения, но потом, сопоставив время, мы с коллегами пришли к выводу, что они получили сообщение о взрыве и немедленно отправились на место событий.
Пресс-конференция была недолгой: Владимир Путин опаздывал на встречу с белорусским коллегой Александром Лукашенко. Я уверена, что, уходя (было около 15.00), он еще ничего не знал о трагедии, поскольку до последнего шутил и смеялся вместе с нами. Очевидно, ему сообщили о взрыве, как только он вышел из зала. Через несколько минут об этом узнал и каждый участник медиафорума: журналисты, открыв свои страницы в соцсетях, чтобы запостить новые фотографии и комментарии, сразу же наткнулись на эту новость. А к 15.30, спустя буквально час после теракта, она облетела весь мир – ведущие издания Европы, США, Китая и других стран опубликовали на новостной ленте информацию с пометкой «срочно»…
Бесплатные автобусы штурмовали с боем
Вернуться в гостиницу (в восьми километрах от места трагедии) со встречи журналисты успели до начала транспортного апокалипсиса. Выходя из автобусов, мы услышали звук сирен, а затем мимо нас промчались сразу пять машин скорой помощи с включенными мигалками и огромный джип с надписью ОМОН.
Спустя полтора часа после взрыва сообщили, что синяя ветка метро закрыта, а еще через полчаса петербургское городское телевидение объявило о полной остановке метро. Большинство журналистов собирались уезжать 4 апреля, поэтому данная информация их не слишком взволновала, а вот мне повезло меньше: я планировала уехать в Выборг, чтобы навестить родственников. Коллеги уговаривали меня изменить планы и не рисковать, но я всё же приняла решение отправиться в путь. В эти же минуты пришло понимание, какой опасности мне удалось избежать. Ведь если бы мероприятие с президентом не затянулось, я легко могла бы оказаться в метро именно в момент теракта и как раз на той самой ветке (путь от гостиницы до Финляндского вокзала идет через роковую станцию «Технологический институт», где мне нужно было сделать пересадку и проехать еще и через «Площадь Восстания», где обнаружили бомбу)…

Пассажиры штурмовали наземный транспорт.
В течение часа я безуспешно пыталась вызвать такси, но ни одна городская служба не отвечала – очевидно, был перегруз на линии. И когда в новостях сообщили, что власти города запустили бесплатные автобусы, я отправилась на ближайшую остановку. Зрелище, открывшееся моим глазам, было весьма впечатляющим: казалось, народ собрался на митинг или демонстрацию. Остановочного павильона просто не было видно. Люди буквально штурмовали автобусы, отталкивая друг друга. У женщины, державшей большой пакет с продуктами, оторвались ручки. Колбаса, сок, виноград – всё рассыпалось по мостовой. Она попыталась собрать покупки, но быстро отказалась от этой идеи. Никто не обращал друг на друга никакого внимания. Люди набивались в автобусы так, что они трогались с креном влево или вправо. Как доехали эти пассажиры, я не знаю, но, очевидно, их путь был долог. К тому времени уже регистрировались 10-балльные пробки – все полосы, в том числе и полосы для общественного транспорта, были забиты.
Пробки были даже на тротуарах
Через 30 минут ожидания (попасть в автобус было практически невозможно) я решила пойти пешком. До Финляндского вокзала было довольно далеко – около 13 километров, но возвращаться в гостиницу уже не имело смысла. Машины намертво стояли в многокилометровой пробке, а по тротуару Московского проспекта нескончаемым потоком шли люди. Передвигаться с тяжелой сумкой было нелегко. Один раз я и сама встала в «пробке», пропуская группу детсадовцев во главе с воспитательницами. Из их разговоров я поняла, что малышей на автобусе возили на экскурсию в библиотеку, но теперь, чтобы вернуться, им предстояло пройти около 6 километров. Нелегкое испытание для четырехлеток… Здесь же мне попалась группа китайцев, которая возвращалась в нашу гостиницу с площади Восстания. Этот неутомимый народ нисколько не пасовал перед расстоянием. Все были бодры и без устали фотографировали людей, пробки и здания, весело щебеча на своем языке.
Устав везти за собой громоздкую сумку, я всё же решила взять такси, которые то и дело попадались на глаза. В итоге я остановила свой выбор на пожилом таксисте на «мицубиси». И, как оказалось впоследствии, чутье меня не подвело. Около 10 минут мы медленно двигались вместе с общим потоком, а потом машина вдруг резко свернула в какую-то подворотню и пошла петлять узкими закоулками. Оказалось, что водитель – бывший военный и коренной петербуржец с отличным знанием города. Он ловко лавировал между припаркованными во дворах машинами, одновременно рассуждая о том, кто может стоять за организацией теракта.
Спустя почти два часа мы выехали на набережную Невы. И здесь, как объявил водитель, нашему пути пришел конец. Это была катастрофа. Везде, куда ни кинь взгляд, стояли машины. До Финляндского вокзала, казалось, было рукой подать, однако плотный поток транспорта двигался так медленно, что я потеряла всякую надежду успеть на последнюю электричку.
К счастью, каким-то чудом на поезд я успела. За две минуты до отправления я вбежала в здание вокзала и ринулась к билетным кассам. Они не работали, но рядом стояла женщина и направляла всех людей, спешащих на выборгское направление. Я влетела в вагон, втащила сумку, после чего дверь захлопнулась и поезд отправился. Я с трудом нашла место и начала ждать контролеров. Однако они появились только после Зеленогорска и объявили, что возьмут плату только за половину пути. В этот день, как выяснилось потом, бесплатно или частично бесплатно работал не только городской транспорт и железная дорога, но и многие службы такси. Мне в этом плане не слишком повезло: таксист взял с меня 500 рублей. Но я всё равно ему очень благодарна – без его опыта и знаний шанса успеть на электричку у меня не было.
Электрички обыскивали с собаками
На следующий день я совершенно спокойно уехала из Выборга обратно в Петербург. Поезда ходили по расписанию, однако все вагоны электрички обыскивали полицейские с собаками.
Петербургское метро 4 апреля работало в полном объеме, однако народу на эскалаторах и в вагонах было немного. Лица людей были печальны, но спокойны, а все немногочисленные разговоры вертелись вокруг теракта. К тому времени у спецслужб уже был подозреваемый – выходец из Киргизии. На станции «Чернышевская» в вагон села молодая женщина. Из телефонного разговора я поняла, что ее коллега оказался в числе 50 пострадавших от взрыва…
Я уезжала из Петербурга со смятением в душе. Впервые в жизни мне довелось оказаться в гуще событий, лицом к лицу столкнуться со страшной трагедией. Как будто смерть прошла где-то рядом со мной, а я лишь по счастливой случайности не почувствовала ее страшного дыхания.
Спустя несколько дней в Иванове состоялся митинг в память жертв теракта в Петербурге. Но я не пошла на него – скорбь и так жила в моем сердце...