Дубили кожу или растили дубы?
Дунилово находится недалеко от Иванова: около 30 минут на машине. Но по пути к одному из интереснейших для паломников мест нет ни одного дорожного указателя. Ехали туда, сверяясь с картой. Дорога тоже оставляет желать лучшего. В середине села асфальт заканчивается и начинается грунтовая дорога. По обе стороны главной улицы стоят величественные многовековые храмы. К сожалению, полуразрушенные. Но на всех ведутся реставрационные работы.
У храма вот такая импровизированная колокольня.
Нашим экскурсоводом по селу стал почетный гражданин Шуйского района, местный краевед и бывший учитель Дуниловской школы Виктор Шаповал. «Первое упоминание о Дунилове относится к 1535 году, – рассказывает Виктор Григорьевич. – Но понятно, что село существовало и ранее. Происхождение названия села до конца неясно. Согласно одной из версий, здесь было очень много дубов – от названия этого дерева и произошло слово «Дунилово». Но мне ближе другая версия: здесь дубили кожу, возможно, название пошло от этого глагола (только буква «б» из названия со временем выпала)».
Испокон веков население здесь занималось выработкой овчин, шуб, тканей. Об этом говорят не только исторические факты, но и то, что до сих пор в Дунилове очень распространена, например, фамилия Овчинин. В селе жил известный фабрикант и меценат Балин, который построил богадельню, больницу, дом для врачей. Здесь до сих пор стоит и его дом с мезонином. Существуют легенды, что где-то поблизости зарыты сокровища, спрятанные фабрикантом.
По улицам туристического центра гоняют коров.
«Когда-то Дунилово было очень крупным, а теперь в нем и соседних Горицах насчитывается около 500 жителей. Местную школу, в которой я был директором больше 30 лет, закрыли в 2011 году из-за недостатка учеников, теперь детей возят на автобусе в Перемилово», – рассказывает краевед. По словам Виктора Григорьевича, работать в селе практически негде: есть только сельхозпредприятие, пекарня и монастырь, который нанимает мужчин.
В монастырь – с паломниками
На территорию Успенского Дуниловского женского монастыря попасть просто так нельзя. Договориться о посещении я пыталась только за день до поездки и получила ответ, что в ближайшее время церковных служб не будет, а без них никто посторонний не может пройти дальше шлагбаума. «Приезжайте зимой», – посоветовали мне на том конце провода.
«Вы бы на службу лучше пришли, – посоветовал охранник. – Паломников на них возят. А просто так нельзя по территории гулять».
Здание бывшей школы стоит в лесах.
Виктор Григорьевич показывает нам полуразрушенные храмы. В селе, если отдельно считать летние и зимние помещения храмовых комплексов, 10 церквей. Еще две церкви – Преображенская и Крестовоздвиженская – состоят из одного надела. Все церкви раньше были деревянными (например, Крестовоздвиженская построена в 1634 году в честь избавления от моровой язвы), а затем перестроены из кирпича. Так что у каждой церкви Дунилова фактически два дня рождения.
За хлебом съезжаются со всей округи
Один из самых интересных храмов – храм Преображения Господня – активно восстанавливается. На белых стенах необычный для православия рисунок: синие кресты на красном фоне. Служащий здесь батюшка, который занимается восстановлением церкви, приехал с Кавказа. «Я спрашивал у него, почему именно такие рисунки. А он отвечал, что хочет, чтобы прихожане, когда идут на службу, радовались ярким рисункам», – пояснил Виктор Григорьевич. Вокруг храма – старинное кладбище.
В пекарне.
Раньше неподалеку стояла колокольня, но в советские времена ее разобрали и часть кирпичей взяли на строительство школы. Виктор Шаповал считает, что именно поэтому школу и закрыли: нельзя использовать освященные камни в здании утилитарного назначения. Теперь здание бывшей школы выкуплено местными предпринимателями. В нем, по словам Виктора Григорьевича, будет располагаться небольшой гостиничный комплекс на несколько номеров и развлекательные учреждения.
В селе есть еще одно обязательное к посещению место. Это пекарня. Находится она в большом доме дореволюционной постройки (раньше в этом здании располагался магазин, где продавали муку). Пирожки, булочки и чесночный хлеб, который благоухает на всю округу, здесь и пекут, и начиняют, и продают. Так что туристы могут не только купить вкусные и свежие изделия по очень доступной цене, но и посмотреть, как они пекутся. «Мы из Коврова, в Дунилове с семьей оказались проездом. Мой любимый чесночный хлеб пекут только здесь. Чувствуете аромат?» – рассказал нам водитель легковой машины, ожидающий, когда выпекут хлеб.
КОММЕНТАРИЙ |
- Дунилово входит в недавно разработанный туристский маршрут для паломников «Шуя – Дунилово – Введеньё», – говорит начальник отдела экономического развития администрации Шуйского района Сергей Шаров. – Надо понимать, что это именно паломнические туры: людей привозят в монастыри и храмы на службы. Учет паломников мы не ведем, но знаю, что многие шуйские турагентства специализируются именно на этом. Инфраструктура для них достаточно развита: например, есть сеть магазинов, но мест общественного питания нет. Наверное, обед входит в стоимость тура, и они трапезничают в монастырях. На этот год в бюджете заложены деньги на строительство отрезка асфальтовой дороги длиной в 5 километров по направлению от села Введеньё к Дунилову (сейчас этот отрезок грунтовый). |