Писать стихи приходилось и на автобусном билете

14 декабря 09:00

"ИГ" продолжает знакомить читателей с членами Ивановской писательской организации, одной из старейших в России, отметившей в прошлом году 90-летие. Игорь Безрук – яркий прозаик с огромной географией публикаций. Наш разговор состоялся во время выхода его нового исторического романа

Понять исторических персонажей с помощью мистики

– Игорь, как начинался ваш путь в литературу? Первый рассказ, кажется, вышел, когда вам было 22 года. То есть у вас достаточно рано возникло желание что-то сказать людям, чем-то поделиться?

– Первый рассказ из-за всяких перипетий моей судьбы вышел в 1988 году, во время службы в армии в Алма-Ате. Хотя полноценный, достойный считаться рассказом текст был написан еще в 16 лет. Последняя публикация его состоялась в 2023 году в Германии. То есть рассказ нисколько не устарел. До этого всё было не слишком серьезно и с немалыми подражаниями.

КОНКРЕТНО. Игорь Безрук – лауреат Международного литературного конкурса имени Корчака (Иерусалим, 2005), городской литературной премии имени Жукова (Иваново, 2021), Германского Международного литературного конкурса "Лучшая книга года" в номинации "Малая проза" (2024 и 2025).

В детстве и отрочестве (впрочем, как и сейчас) я много и беспорядочно читал: в моей душе уживались и Герберт Уэллс, и Кафка с Достоевским, и Дэфо с Сервантесом... Заболел историей, также ненасытно и разносторонне. Мог прочитать Светония и тут же переключиться на Платона, заглянуть к Оуэну, чтобы через пару дней углубиться во Фрэзера. Завораживали миры и характеры, хотелось об этом поразительном поведать и другим.

Судьбы как исторических, так и вымышленных персонажей заставляли задумываться: а как? почему? что ими двигало? Иногда простых ответов не хватало, искал причины у мистиков и в нетрадиционной науке. Так появился интерес к потустороннему, к таинственным явлениям, преломлению человеческого сознания, тоже проявившийся в моем творчестве. Из двенадцати опубликованных мною книг пять посвящены именно этим темам. Как сказано в аннотации к первому сборнику моих рассказов ("Калейдоскоп", 1996 г.): "Присутствуют в них элементы и фантастики, и мистики, и ужаса. Однако всех них объединяет одно – желание автора понять, таковы ли мы на самом деле, как видимся".

– У вас богатая география публикаций в периодике: Киев, Донецк, Рига, Вильнюс, Гомель, российские города, а также Германия, США, Австралия... Вы как-то специально, планомерно над этим работаете?

– Участвую в конкурсах, рассылаю свои работы в различные периодические издания (и не только в российские). Но бывает, люди извлекают мои произведения из сети, предлагают опубликовать. Иногда друзья или доброжелатели по доброте душевной продвигают мои тексты. Главное – ничего не пропадает. Даже если тексты и зависают в редакциях каких-нибудь журналов или альманахов, всё равно потом неожиданно проявляются.

На сегодняшний день всё, что мною написано, к моей вящей радости, опубликовано. А это многоплановый роман об отце Ганнибала Гамилькаре Барка, 8 повестей и больше 200 рассказов и очерков разных жанров: от классического реализма до жесточайшего хоррора и мистики. Я всеядный.

У многих литература – не основная профессия

– В каких местах и в какое время происходит действие в ваших книгах? Как собираете материал?

– Я считаю себя, прежде всего, социальным литератором. Во главе угла в моем творчестве всегда стоит человек. Из разных эпох, в разной ипостаси, иногда на грани своих физических или эмоциональных сил и возможностей. Поэтому материалы для произведений приносят мои размышления над судьбами других (если это характеры из прошлого) или наблюдения (если говорить о современности).

ШТРИХ. Игорь Безрук окончил авиационный институт. Проходил преддипломную практику в "Прогрессе" – крупнейшем советском конструкторском бюро по разработке авиационных двигателей в Запорожье. После службы офицером в ВВС вернулся в родной город Первомайск Луганской области на авиационный завод. И в Иванове еще немного прикоснулся к авиации: работал механиком на летной испытательной станции "308 АРЗ". Член Союза писателей России с 2014 года.

В одном из моих ранних рассказов ("Ирония судьбы") герой об этом говорит так: "Хотелось чем-то отвлечься, и с этой целью я стал озираться по сторонам в надежде увидеть хоть что-нибудь увлекательное. Оно не замедлило объявиться", – вот и весь ответ на вопрос о том, где я черпаю темы.

– Человек далекий от литературы, представляет, что вот писатель просыпается утром, наливает себе чашечку кофе, садится к ноутбуку и… А как на самом деле? 

– Сейчас я могу позволить себе встать в пять утра, выпить чашечку ароматного кофе, сесть за компьютер и работать: дети выросли, обзавелись своими семьями… Но раньше набрасывал что-то и в транспорте с блокнотом на коленке, и в стылом сарае, и на кухне, когда родные давно спят. Если врывались в голову стихи – строка на автобусном билете, на голой руке, а то и просто бубнишь до самого подъезда, лишь бы не забыть. Или ломаешь себя, поднимаешься хоть в час, хоть в три часа ночи, бредешь к блокноту – записать, а утром – на работу. Несладок наш хлеб… Писатели древности уделяли творчеству весь свой досуг. Но у них его было, кажется, гораздо больше. У меня, как и у многих, литература – не основная профессия. Приходится приспосабливаться.

Крепко достается от первого читателя – жены

– Не могу не спросить о роли правильной жены в жизни пишущего человека. Есть мнение, что Ольга Безрук – идеальная супруга писателя. Она помогает?

– Мы с ней понимаем друг друга как никто. Она, кстати, работник культуры, достаточно известный специалист, лауреат премии губернатора "За личный вклад в развитие культуры". Поэтому и свои тексты в первом чтении я доверяю только ей. Она – мой самый первый читатель. Не всегда льстивый и угодливый, но и не слепой. По поводу отдельной строки или фразы у нас частенько случаются дебаты. Иногда мне крепко достается. Бывает, после таких жарких прений я возвращаюсь за стол, начинаю править.

И конечно же, кто, как не понятливая жена, может наладить быт, сделать дом уютным и комфортным, наполнить его теплом. А когда надо – и тишиной. Иногда литератору ох как нужна тишина. Абсолютная. Чтобы черпать из нее вдохновение, разговаривать с Вечностью…

– У вас крепкие связи с ЛНР и ДНР. Вы привлекаете писателей к публикациям в Ивановской области. Как бы вы оценили литературный процесс в Донбассе сейчас, его перспективы?

– Ни для кого не секрет, что сейчас писатели Донбасса в фаворе, власти уделяют им больше внимания, чем литераторам остальных регионов России. Им выделяют немалые деньги, проводят в их регионах крупные фестивали и конкурсы, в том числе с привлечением именитых писателей России, широко издают их произведения и коллективные сборники. На них пиарятся: каждое издательство, газета или журнал старается опубликовать авторов из Донбасса. Что дальше? Дай Бог, чтобы на этой благодатной почве выросли литераторы уровня Ремарка или Олдингтона, Хемингуэя или Шолохова. Будем надеяться. Жизненного материала сейчас там – на многие годы переосмысления вперед.

Попытка влюбить современников в античность

– Сейчас выходит ваш новый роман. Расскажите о нем подробнее. 

– Предложу аннотацию: "Действие первой книги о жизни карфагенского полководца Гамилькара Барки, отца знаменитого Ганнибала, охватывает период с 247-го по 241 год до н. э. Автор преследует популяризаторскую цель, поэтому роман многогранен, мозаичен, охватывает быт, идеи, по возможности характеры людей, обстановку, ключевые узлы описываемой эпохи. Из исторических личностей в художественном романе присутствуют: сам Гамилькар Барка со своей родней, маленький Ганнибал, царь Сиракуз Гиерон II, Архимед, римские и карфагенские военачальники, нумидийские вожди того времени, а также некоторые личности, упомянутые греческими и римскими историками вскользь, но ярко характеризующие рассмотренный период".

Идея, как мне кажется, ясна: мне хотелось, чтобы моя увлеченность древним миром и античностью передалась читателю, и он после прочтения романа перешел к первоисточникам и историческим исследованиям. Думаю, скучать ему не придется.

При написании романа приходилось перерабатывать разнообразный материал по истории, религии, этнографии, мифологии, углубляться в технологии и быт разных народов того времени, чтобы образы не казались трафаретными и читатель поверил в них и полюбил.  

– Расскажите о литературных планах.

– Как говорится, насмеши Бога! Но если серьезно: хотелось бы закончить свою историческую эпопею о борьбе Рима и Карфагена "Противостояние", первый роман которой увидел свет. В портфеле лежат также несколько незаконченных повестей, с десяток различных рассказов.

 

 

Беседовала Марина МОСКАЛЕВА

Читайте также
Великий виолончелист гостил у ивановского скрипача
Коммунальный Новый год в Иванове: кто заплатит за электричество для гирлянды
"ПроЕДУ по России!" помог ивановским рестораторам составить меню из местных продуктов