В октябре 90-летний день рождения отметила жительница Иванова, которую можно считать примером оптимизма и стойкости, – Нина Семёнова. Вместо того чтобы замкнуться и сидеть в четырех стенах, Нина Васильевна стала сердцем и мотором организации инвалидов-опорников "Надежда".
От голода спасали фабричные обрезки
Детство Нины Семёновой выпало на суровые военные годы. "Холодное и голодное время. И с дровами было плохо, и с едой, – вспоминает Нина Васильевна. – Хлеб получали по карточкам: 150–200 граммов на человека. Спасала картошка. Мать, чтобы прокормить троих детей, шила из фабричных обрезков одежду и меняла ее в деревне на продукты".
Но главным испытанием стал полиомиелит, перенесенный десятимесячной Ниной на фоне "испанки". Полностью парализовало руки, ноги и позвоночник. "Ручки повисли, ножки повисли, головенка висит, а сама – как куколка неживая", – описывала состояние ребенка мама. К трем годам девочку удалось выходить, но одна нога так и осталась парализованной. Отец, плотник, смастерил первые костыли, которые стали ей опорой на долгие годы.
МНЕНИЕ. Анна ГУЛАЕВА, волонтер "Надежды": – У нас много инвалидов вообще не выездных. Нина Семёнова стремилась посетить как можно больше людей, узнать, кого из них можно куда-нибудь вывести. Ведь многие лежат в депрессии, но когда человека вытаскивают из дома, он хочет жить. Я очень хорошо помню, как однажды пожилого мужчину выносили с четвертого этажа на улицу на руках... Зима, а у него слезы из глаз: "Я снега девять лет не видел..."
Несмотря на болезнь, маленькая Нина не чувствовала себя ущемленной. Дети во дворе воспринимали ее как равную. "Но какие-то "льготы" у меня всё же были, – шутя, вспоминает ивановка. – Если играли в "ловички", то мне разрешалось передать ход не рукой, а костылем – он все-таки подлиннее!"
Нина нашла способ и на лыжах кататься: "Как-то у братьев сломался нос лыжи. Так бы они мне покататься не дали, а тут поврежденная – на, бери! И я каталась на одной лыже по ровной дороге. Разгонюсь, костыли в сторону – и еду довольная!"
Несмотря на все трудности, девушка поступила в Ивановский электромеханический техникум (ныне – машиностроительный колледж), окончила его с отличием. А вот с университетом вышла история.
"Мы с подругой решили вместе поступать в Инженерно-экономический университет в Ленинград. Однако подруга прошла, а меня не взяли из-за костылей... При этом ректор не отрицал того, что я могу учиться на отлично..." Нина Васильевна поначалу очень расстроилась, но взяла себя в руки и поступила в Ленинградский финансово-экономический институт, который окончила с красным дипломом.
"Она мне с костылями не нужна"
Сразу после института девушка начала водить свой первый "Запорожец" ручного управления. "Я сначала робко ездила, – вспоминает ивановка. – Ноги-то у меня плохо работали. Надо бы на дорогу смотреть, а я – всё на рычаги..."
Но позднее она так освоилась, что накатала тысячи километров по всей области и даже проехалась по горным дорогам Крыма. За рулем Нина Васильевна провела 45 лет, часто выручая на машине тех, кому нужна была ее помощь.
Вернувшись в Иваново, Нина Семёнова пришла работать на строящийся завод "Автокран". В отделе кадров ее встретили скептически: "Так вы, может, больше болеть будете, чем работать!" А начальник планового отдела и вовсе заявил: "Она мне с костылями не нужна, мне требуется девочка на побегушках!"
Но упорная сотрудница не сдавалась. Она прошла путь от комплектовщицы до экономиста первой категории ведущего отдела завода, заслужив уважение всего коллектива. А за долголетний и добросовестный труд получила множество наград, в том числе от отраслевого министерства. Удостоилась медали к 100-летию Ленина, заносилась на областную доску почета.
ДОСЛОВНО
"Я не люблю ни хлюпиков, ни нытиков,
Не надо предъявлять счета судьбе.
А надо хоть немного оптимистом быть.
Я это твердо знаю по себе".
Нина СЕМЁНОВА
Счастье – увидеть снег через годы заточения
В 1993 году в Иванове была создана общественная организация инвалидов-опорников "Надежда", где Нине Семёновой предложили побыть ревизором. Они начинали без копейки, боролись за доступную среду, транспорт, санаторное лечение.
Именно "Надежда" добилась появления в городе первого социального такси для колясочников и создала информационный банк данных по инвалидам-опорникам. Участники организации проехали с телевизионщиками через весь облцентр, сфотографировали больницы, библиотеки, учебные заведения, фиксируя проблемные бордюры и другие места, недоступные для людей с ограниченными возможностями.
"Но наши обращения часто игнорировали, а письма иногда теряли, – вспоминает Нина Васильевна. – Однако мы не сдавались, на всех общественных приемах поднимали эту проблему. И постепенно для нас стали делать пандусы и благоустраивать город".
Наша героиня никогда не была председателем "Надежды", но она всегда являлась мозгом организации, ее движущей силой. Свою деятельность посвятила борьбе за доступную среду, помогала вывозить людей на улицу, организовывать им праздники. Главное для нее, чтобы люди выходили из квартир и начинали общаться.
Коляска – не приговор
Особым направлением в "Надежде" стал спорт. Нина Семёнова приложила много усилий для создания и дальнейшей работы спортивного клуба организации. Начинали с выездов в парки. Брали с собой дартс, чертили дорожки и занимались фигурным катанием на колясках. Позднее члены "Надежды" стали участвовать в спортивных фестивалях и параспартакиадах, занимая призовые места. Появился даже свой тренер и тренажерный зал, некоторые из членов организации получили звание мастера спорта.
По приглашению Ковровской организации инвалидов ивановцы неоднократно ездили на туристический слет "Робинзонада", где жили в палаточном городке и участвовали в спортивных соревнованиях.
"Жизнь в "Надежде" была сложная, но очень интересная и разнообразная, – вспоминает женщина. – Когда мы приехали на туристический слет в Ковров, в нашей команде было четыре колясочника. Для сравнения, от Владимирской области заявилось только двое. На следующий год привезли уже восьмерых. Мы распространяли идею, что коляска – не приговор, на ней тоже можно вести полноценную жизнь".
За воспитание у спортсменов уважения к сопернику, благородство в спорте и жизни Нина Семёнова стала первой женщиной в Ивановском регионе, удостоенной диплома Олимпийского комитета России "ФЭЙР-ПЛЭЙ". Она также награждена грамотой департамента спорта и туризма за активное участие в развитии паралимпийского движения.

В "Робинзонадах" Нина Семёнова участвовала до 80 лет
20 человек получили премию губернатора
Многих из своих подопечных Нина Семёнова знала лишь по голосу в телефонной трубке, но она никогда и никому не отказывала в помощи. Нина Васильевна всегда поддерживала связь с теми, кто по состоянию здоровья не мог выйти из квартир и быть активным.

Инвалиды стали участниками велопробега
"Я довольна тем, что именно с такой ответственностью отнеслась к своей жизни. Довольна, что довелось поработать, узнать много людей. У многих из нас очень тяжелые судьбы, – подводит итоги Нина Семёнова. – За 32 года существования "Надежды" 20 человек получили премию губернатора за социальную, спортивную и творческую активности. Ни одна подобная организация не может таким похвастаться".
Потеряв с возрастом возможность слышать, Нина Васильевна переживает не за себя, а за работу: "Никакой слуховой аппарат уже не помогает. Я немножко растерялась: как жить дальше? У меня же работа. Как она?"
Но и в свои 90 лет Нина Васильевна не сдается. Она пишет статьи про инвалидов-опорников, сочиняет стихи, участвует в мероприятиях и делится с людьми своим неиссякаемым оптимизмом.
"Мне бы хотелось пожелать людям здоровья. Здоровье – это движение, а движение – это жизнь. Любыми путями, какими только можно, старайтесь в чем-то себя проявить. Самое главное – не хныкать, не бояться трудностей. Что бы там ни было. Я всегда говорю, что жизнь – это самая лучшая школа для любого человека, и здорового, и больного. Найдите себя в чем-нибудь. Будьте чем-то полезны людям, детям, кому-то, кто нуждается в помощи..."
…История Нины Семёновой – не просто рассказ о преодолении. Она о том, что настоящая жизнь измеряется не отсутствием болезней, а силой духа, желанием двигаться вперед, способностью искренне помогать людям и дарить им надежду.



