В создании выставки к 800-летию Юрьевца поучаствовали 18 музеев

10 сентября 09:00

"Древний город на великой реке" – так называется экспозиция в Ивановском художественном музее

Из картин "выплывают" пароходы 

Экспонаты предоставили 18 музеев страны, коллекционеры и художники. Впечатляет и "вес" партнеров, и география. Это, в частности, Третьяковская галерея, Русский музей, Центральный музей древнерусской культуры и искусства, Центральный музей кино, художественные музеи Тулы, Костромы и Ярославля. И конечно, музеи нашей области.

"В плане юбилейных мероприятий, – рассказывает научный сотрудник Ивановского художественного музея Елена Белянина, – была указана выставка картин "Юрьевец в изображении великих русских живописцев". Но сделать это можно было лишь виртуально, ведь часть работ по этой теме, например произведения Саврасова, Кустодиева, находится за рубежом. Идею выставки-путешествия подсказало творчество наших земляков, братьев Чернецовых, которые в 1838 году совершили художественное путешествие по Волге и зарисовали берега реки. Наш замысел в том, что человек, пришедший на выставку, словно совершает путешествие по великой русской реке с остановкой в Юрьевце, знакомится с древним городом, его достопримечательностями, а также великими людьми". 

Экспозиция выстроена так, чтобы пробудить интерес у людей всех возрастов. В частности, молодых привлекают модели судов, которые ходили по Волге в позапрошлом веке: трехпалубный колесный пассажирский пароход, баржи, грузовые корабли. Суда будто выплывают из картин выставки. Модели предоставил Плесский музей-заповедник.

Юным посетителям оказались интересны и выставленные в витринах инструменты, которыми пользовались строители, мастера судоверфей, а также то, что окружало людей столетия назад.

"Весенний разлив на реке" Николая Клодта

Увидеть то, что затопит Горьковское водохранилище

"На выставке, – рассказывает Елена Белянина, – есть экспонаты, которые могут попасть в Иваново разве что через много-много лет: подлинные акварельные виды и карты Юрьевца середины XIX века, разно­образные пейзажи, написанные московскими, костромскими и владимирскими живописцами. В самом начале выставки – "Вид уездного города Костромской губернии Юрьевца Повольского" Никанора Чернецова, подлинный этюд "На Волге" его брата Григория, который нам предоставил Музей промышленности и искусства, а также картина Антона Иванова "Барка братьев Чернецовых на Волге в Костромской губернии". 

Известно, что Чернецовы путешествовали по Волге в составе команды, и среди сопровождавших находился их ученик, палешанин Антон Иванов. Братья готовили его к обучению в Академии художеств и даже выкупили подающего надежды художника из крепостной зависимости. На картине Иванова – барка-мастерская Чернецовых. Видно, что на реке разбушевался шторм, и соседнее судно испытывает большие затруднения. Колокольня на заднем плане похожа на Георгиевскую в Юрьевце.

Но особенно интересно рассматривать дальний план на картине Никанора Чернецова: мы видим берег с Кривоезерским монастырем, который через сто лет скроется под водой Горьковского водохранилища. С Юрьевцем и монастырем была связана жизнь крупнейшего иконописца Оружейной палаты Кирилла Уланова. На выставке можно увидеть изображение одной из последних юрьевецких работ мастера – икону "Спас Вседержитель" 1728 года.

Бурлаков сделали соразмерными с посетителями

История Юрьевца связана со старообрядчеством. Чего стоит хотя бы короткое пребывание в городе знаменитого протопопа Аввакума. В экспозиции представлены старообрядческие лубки. Такие листы можно было увидеть и в крестьянской избе, и в церкви. Рисунки и гравюры, как правило, нравоучительны. Есть на них и изображение лестовки. Это вариант четок – набор узелков на веревочке, которые перебирали, понимая, какую молитву в какое время надо читать.

Посетители выставки могут увидеть листы, напечатанные в московской старообрядческой типографии Григория Горбунова. Он много сделал для благо­устройства Середы (теперь – Фурманов) и Плёса. Книги и гравюры старообрядческой тематики производились с разрешения властей. Послабление для этой ветви православия – один из итогов революции 1905 года.

Доминанта одного из залов экспозиции – цифровая копия эскиза Саврасова "Бурлаки" (оригинал – более чем скромный по размерам). Елена Белянина поясняет: "Копию намеренно увеличили, чтобы посетители оказались соразмерны бурлакам на изображении. Известно, что близ Юрьевца был Жареный бугор, где проходило посвящение в бурлаки. Город был одной из бурлацких столиц на Волге. Неожиданностью для нас стала информация, что труд таких рабочих был востребован и в первые десятилетия советской власти".

Последний зал экспозиции посвящен Волге. Здесь – рулевое колесо корабля, спасательный круг, корабельный фонарь из фондов Кинешемского художественно-исторического музея. На картинах – причалы Юрьевца, и просто волжская вода, и жанровые сцены, отражающие быт человека рядом с рекой. Выделяется картина нашего земляка Морозова, на которой почти монохромно, но драматично и мощно изображены барки – плоскодонные речные суда.

"Работа этой выставки, – считает Елена Белянина, – показала: наш расчет на интерес к ней молодых людей себя оправдал. Поначалу ребят привлекают предметы, а потом они заинтересованно разглядывают живописные и графические работы".

Выставка в Областном художественном музее работает до 28 сентября.

Владимир МАРТЫНОВ

Читайте также
Известный кондитер отжимался на смотровой площадке в Плёсе
"Народными докторами" августа стали травматолог из Иванова и фельдшеры из Фурманова и Шуйского района
Родниковских школьников возят учиться в детские сады