Патриарх ездил по городу без охраны
В 1918 году Иваново-Вознесенск посетил святейший Тихон. Патриарх прибыл в наш город 25 августа накануне дня своего Ангела, отслужил всенощную службу, а на следующий день – литургию во Введенской церкви, где почтил память Тихона Задонского. В семье автора этих строк сохранилась фотография, на которой иерарх запечатлен в окружении духовенства.
Вот как в своей книге "Золото Церкви" краевед Василий Баделин рассказывает о посещении патриархом Тихоном нашего города, о котором он впервые узнал от дочерей бывшего протоиерея Покровского кафедрального собора Дмитрия Сперанского: "Посещение города текстильщиков патриархом совпало с хорошей теплой погодой. Ездил он в открытой коляске (автомобилей тогда почти не было), без почетных и охранных эскортов. Не раз заговаривал с прохожими. Отслужил службы в главных храмах города: Покровском кафедральном соборе и Крестовоздвиженской церкви. Но особенно большие торжества проходили почему-то в Свято-Введенской церкви. Важно отметить, что в поездке патриарха Тихона сопровождал митрополит Владимирский и Шуйский, будущий патриарх Сергий Страгородский. Многие годы двух иерархов связывала личная дружба. И именно Сергию после смерти Тихона предстояло провести через всю оставшуюся жизнь важнейший его завет: "Спасти Церковь от большевиков".
Рабочая карьера началась в пряничном заведении
В то время, когда святейший патриарх находился с визитом в нашем городе, свою службу в качестве заведующего юридическим отделом Иваново-Вознесенской губернской чрезвычайной комиссии начинал человек, сыгравший роковую роль в судьбе Тихона и всей Церкви. Согласно хранящимся в облархиве метрическим книгам Христорождественской церкви села Рождествино (современный Ильинский район) 12 декабря 1892 года в семье крестьянина деревни Теляково Александра Тычкова родился сын Евгений. Кроме него было еще семеро детей, но многие умерли в младенчестве, а в феврале 1901-го скончалась и их мать.

Евгения Тучкова в ЧК ждал серьезный карьерный рост.
Несмотря на жизненные перипетии, Евгений сумел окончить четырехклассное училище в селе Еремеево, после чего вместе с отцом переехал в Иваново-Вознесенск, где вначале был подсобным рабочим в пряничном заведении Советова, а затем конторщиком на кожевенно-обувном предприятии Пророкова и Скворцова. Чувствуя необходимость в повышении образования, в 1910 году окончил общеобразовательные курсы, после которых больше года работал в Москве на суконной фабрике.
В армии Евгений Тучков (в фамилии со временем поменялась буква) служил писарем в управлении Радомского военного комиссара, потом в штабе Западного фронта в Минске. Вступил в РСДРП, принимал участие в Февральской и Октябрьской революциях. После падения Временного правительства самовольно оставил полк и вернулся в Иваново-Вознесенск. Здесь губком партии направил Тучкова на работу в ЧК, где у него состоялся карьерный рост.
Контактировал с Лениным и Сталиным
Осенью 1919 года был командирован в Уфу на помощь к находившемуся там представителю Ивановского губкома Николаю Жиделёву – для заготовки хлеба ивановским рабочим. За особое рвение при изъятии церковных ценностей "в пользу голодающих" был переведен в Москву, где в скором времени занял пост заместителя, а затем начальника 6-го секретного отдела, занимавшегося уничтожением Церкви. Тучков стал бессменным ответственным секретарем Антирелигиозной комиссии при ЦК РКП(б).
Сохранились воспоминания современников относительно внешнего вида Тучкова: "Он был крепко сложенный, ростом 1 м 72 см, с крупными чертами лица и непропорционально маленькими руками, отличался военной выправкой, Тучков всегда был обходителен. В разные годы ему пришлось работать бок-о-бок с Лениным и Троцким, Дзержинским и Сталиным, Бухариным и Томским, Каменевым и Зиновьевым... Он умел молчать и был скрупулезным исполнителем. Он всегда был себе на уме – хитроватый мужичок в военной форме".
Ему подчинялись мусульмане и иудеи
Тучков провел два церковных собора (всесоюзные съезды церковников), на которых был низложен патриарх Тихон и вынесено постановление об упразднении монастырей, мощей, а также о лояльном отношении церкви к советской власти. В марте 1925 года наш земляк лично допрашивал патриарха, а о результатах допросов докладывал Троцкому и Сталину. В высших партийных кругах за глаза его называли – "главпоп", а в церковных величали "игуменом".
Вплоть до роспуска Антирелигиозной комиссии в 1929-м Тучков ведал практически всеми делами Русской православной церкви. Кроме этого, ему были подотчетны сектанты и мусульмане, иудеи и толстовцы. Он довольно часто выступал в советской прессе со статьями, причем подписывал их псевдонимом Теляковский, по названию родной деревни Теляково.
Российский писатель, историк церкви Сергей Бычков про судьбу Тучкова пишет: "Выброшенный из лона ВЧК-ОГПУ-НКВД-МГБ, он в течение 17 лет как бы со стороны наблюдал результаты своей разрушительной работы. Думаю, что испытал шок после встречи Сталина осенью 1943 года с тремя митрополитами. Второе потрясение Тучков перенес после ликвидации Союза воинствующих безбожников в 1946-м. Он безвозвратно выпал из чекистского гнезда. Почти все его соратники по 6-му секретному отделу ОГПУ, занимавшиеся уничтожением Русской церкви, погибли в сталинских чистках. Но встречи с исповедниками, мучениками не прошли для него даром. В послевоенный период он пытался переосмыслить события 20-х годов. Жаль, что страх и внутренний цензор так и не позволили ему раскрыть истинных мыслей и оценок. Атеистические брошюры, изданные им после войны, убоги и бесцветны".
Попал в исследование диссидентов
Весной 1957 года с диагнозом "рак желудка" Тучков был госпитализирован в Центральный госпиталь МВД СССР. Врачи констатировали неоперабельную опухоль.
По неподтвержденным сведениям, чувствуя, что до смерти ему осталось недолго, он пригласил к себе в палату патриарха Московского и всея Руси Алексия I (Симанского), которого хорошо знал еще с 1920-х годов. Беседа-исповедь длилась пару часов.
Евгения Тучкова похоронили на Ваганьковском кладбище и, уже казалось, забыли навсегда. Но в начале 1970-х о нем вспомнили в диссидентских кругах, когда появилось исследование церковных историков Анатолия Краснова-Левитина и Вадима Шаврова "Очерки по истории Русской церковной смуты". Сегодня становится ясно, что Евгений Тучков был одной из ключевых и загадочных фигур российской истории советского периода.