Художественные промыслы Ивановской области собрались под одной крышей

5 февраля 10:22

Ивановские умельцы достигли высот в изготовлении узорных тканей, вышивке и лаковой миниатюре

Экспозиция "Художественные промыслы Ивановского края" работает в плесском здании "Мучных рядов" с 2008 года. Здесь собраны образцы льняного жаккардового ткачества, вышивки ивановских мастериц, лаковой миниатюры Палеха и Холуя.

Жаккардовые станки создавали на ткани сложнейшие узоры

Льноткачество – одно из древних ремесел. Оно было развито в Ивановском крае с незапамятных времен. На домашних станках – кроснах с двумя подножками ткали толстые полотна и грубую мешковину. Узорные ткани получали на станках с четырьмя подножками. Ткани имели геометрический орнамент и использовались для украшения предметов быта и одежды.

На рубеже XVIII-XIX веков в Плёсе развивается полотняное производство. В конце XIX столетия широкое распространение получают жаккардовые станки, названные по фамилии французского инженера и изобретателя Жозефа Мари Жаккарда. С помощью такой машины, где важнейшая деталь – вручную набитые перфокарты, создаются сложнейшие узоры. 

В экспозиции "Художественные промыслы" можно увидеть ручной жаккардовый станок 1870­-х годов в рабочем состоянии и портьеру "Русские самовары", выполненную на нем. В зале демонстрируются некоторые изделия с растительно-­цветочным орнаментом и ажурной отделкой Яковлевской мануфактуры (ныне – Приволжск).

"Прозрачное" вышивание пошло из Верхнего Ландеха

Важное направление местных художественных промыслов – вышивка. В Ивановском крае вышивали и крестом, и тамбуром, и гладью. Многим женщинам знакомо это кропотливое занятие. Так, моя тетя (родом из Фурманова) могла скатерть сделать, шила не столько по необходимости, сколько по желанию: платья, юбки, халаты, пододеяльники.

Промысловое же значение в крае получило "прозрачное" вышивание или вышивка по "продергу". Сегодня ее называют "ивановская строчка". Орнамент изделий – геометрический и изобразительный со стилизованными женскими фигурками, птицами, конями и всадниками. 

Первым местным центром строчевышивального искусства считается Верхний Ландех. Далее производство распространялось по всей области. На выставке представлены вышитые полотенца, салфетки, скатерти, покрывала и панно. Очень интересна женская одежда. Неповторимыми и уникальными наряды делают разнообразные мережки, традиционная счетная гладь, цветные контуры, искусные настилы.

А покрывало "Юбилейное" из мешковины выполнено с использованием многоступенчатого ромба "кубанец" – это характерно только для Ивановской области. Фантазия мастеров создала интересные варианты сюжетных вышивок на полотенцах: "Мать-­земля" – символ плодородия, "Птица Пава" – символ супружеской верности, "Хлеб-­соль" – богатства и благополучия.

В экспозиции находятся пяльцы – основной инструмент каждой вышивальщицы. Их в дар Плёсскому музею­-заповеднику передала Шуйская строчевышивальная фабрика.

Палехские образы условны, холуйские – реалистичны

Искусство лаковой миниатюры Палеха и Холуя возникло в советское время на основе древнерусской живописи. На выставке в Плёсе представлены лучшие работы мастеров 1970-1990-­х годов.

Палех – один из известных иконописных центров. После революции бывшие иконописцы создали "Артель древней живописи" и стали расписывать яичной темперой сувенирные коробочки из папье­-маше, например, "Урожай", "Чаепитие".

Особенность миниатюр – условный характер образов и плоскостная манера письма, заимствованная у иконописцев. Применяется листовое сусальное золото. Из тончайших золотых линий выплетаются сказочные орнаменты. Это и декоративная тарелка "Сказка о царе Салтане", и "Кружевница".

Любимые темы палехских мастеров – лихие русские тройки, битвы, сюжеты пушкинских и русских народных сказок: "Сказка о мертвой царевне", пластина "История Пугачевского восстания".

Украшение зала – мебельный гарнитур: стол и четыре стула, расписанные в 1986 году по мотивам русских народных сказок.

Богатое талантами село Холуй – бывшая вотчина Троице-­Сергиевой лавры и Спасо-­Ефимиева Суздальского монастыря. В XVI-XIX веках здесь писали икону, которой был свойственен некоторый реализм в трактовке образов, живописность и многокрасочность. В 1931 году в Холуе возник филиал мстерской артели "Древнерусская живопись", преобразованный чуть позже в самостоятельную художественную артель. Мастера, как и палешане, стали расписывать изделия из папье-­маше.

Художники в Холуе предпочитают теплые охристо-коричневые тона.

Лаковая миниатюра Холуя имеет свои особенности. Работы отличаются большой конкретностью и неброским орнаментом. Фигуры героев реалистичны и лаконичны. Золото используется только для создания блестящих деталей орнамента. Художники предпочитают теплые охристо-­коричневые тона. Большое внимание уделяется пейзажу. Любимые темы Холуя – история, былина, песня и литературные произведения.

Нина КОТОВА

Читайте также
Прощание с Владимиром Нуждиным состоится 27 февраля
Ивановская область начнет развивать "Плавание для всех"
Станислав Воскресенский выступил наставником для суперфиналистов конкурса "Лидеры России"