Лучше остаться без кадра, но не навредить природе

22 июня 12:30

Палехский художник Дмитрий Щаницин в свободное время ходит в лес, фотографируя лисят, куниц, лебедей и других животных. Недавно удалось застать бурого медведя. О своем хобби он рассказал для читателей "ИГ".

Фотокамера вместо ружья

В детстве Дмитрий хотел стать охотником – по примеру отца, который часто брал мальчика в лес. Держать в руках опасное ружье было еще рано, поэтому ему подарили фотоаппарат. "Как-то встретили в лесу кабаниху, которая угрожающе хрюкала. Отец пошел вперед, чтобы посмотреть. В это время маленький полосатый кабанчик вышел из травы и сел передо мной", – вспоминает Дмитрий Щаницин первую съемку.

Фотография его очень увлекла. Любитель леса постоянно читал журнал "Охота и охотничье хозяйство" и следил за конкурсами по фотоохоте. Тогда он совсем не думал, что тоже будет делать профессиональные снимки.

В 18 лет у Дмитрия появилось ружье. Но юный охотник быстро понял, что ходить с камерой и фотографировать ему интереснее, чем стрелять. От пойманной добычи не было удовлетворения. Однако охотничий азарт остался. Дмитрий выслеживал и подманивал животное, чтобы сделать кадр. Это было настоящее соревнование со зверем.

Приблизиться к рыси, когда шумит ветер

Чтобы запечатлеть животное, требуется много времени и хорошая подготовка. На ночную съемку Дмитрий Щаницин берет теплую одежду, еду и палатку.

Обитатели леса очень осторожны, они не любят встречаться с людьми. Поэтому важно хорошо знать природу, уметь общаться с ней, чтобы подойти к пугливой рыси или волку.

Например, фотоохотник приближается, когда шумит ветер. Иначе зверь услышит звук шагов. А еще в лесу нужно постоянно двигаться. Если сидеть на одном месте, животное может учуять запах. Маскировка тоже помогает: на фотоохоту Дмитрий ходит в камуфляжном костюме.

Ему часто задают вопрос: почему обычные люди в лесу ничего не замечают, а он регулярно выкладывает в социальных сетях снимки лисенка или куницы. Дмитрий поясняет: днем звери отдыхают, поэтому выходить на съемки нужно рано утром или глубокой ночью.

Благодаря хитростям и правильному поведению на Дмитрия никогда не нападали животные. "Зверь всегда предупреждает. Я отступаю, не иду на контакт, чтобы не провоцировать лесного жителя на атаку", – говорит фотоохотник.

Запечатлеть волка сложнее всего

Застать зверя непросто. Часто долгие ожидания оказываются безрезультатны. Но иногда случается чудо, и кто-нибудь внезапно появляется на пути.

"Я долго не мог снять рысь. Один раз вышел из машины, начал настраивать фотоаппарат, и вдруг выскакивает рысь. Всё это произошло за долю секунды. К сожалению, сфотографировать животное я тогда не успел. Повезло позже. Рысь – сложный объект. Волк еще труднее. Он боится и убегает. Понимает, что за ним охотятся", – рассказывает Дмитрий Щаницин.

Фотографии зверей часто получаются смазанными. Поэтому если кто попался, всё нужно делать быстро, не думая о композиции или красоте ракурса.

Напугал жену, имитируя крики лося

В фотоохоте часто используют современную технику. Например, запись голоса животного. Однако палешанин привык имитировать сам. Как-то пытался изобразить крик лося. Жена, услышав странные звуки, решила, что пора вызывать скорую...

В лесу Дмитрий охотится один. Говорит, чем больше людей, тем меньше шансов. Но иногда фотографы просят взять с собой, так как плохо знают территорию. С опытным проводником надежнее и спокойнее.

Подсмотрел взаимоотношения двух рябчиков.

Встреча с животным после долгих ожиданий – самый волнующий и радостный момент для Дмитрия. Он только фотографирует, не гладит, даже если зверь его не боится и спокойно подходит. Не хочет стать причиной стресса или вовсе смерти, если самка почувствует чужой запах на детеныше. "Нужно уважать природу. Лучше остаться без кадра, но не навредить", – считает Дмитрий Щаницин.

Виктория САХАРЧУК

Читайте также
Ивановская область установила исторический рекорд в строительстве
План по подготовке к 800-летию Юрьевца включает более 70 мероприятий
На повороте на ТЭЦ-3 на дороге Иваново – Кинешма появится светофор