Венчание в церкви прапрапрадедов

28 ноября 2018 09:04

Столичные жители Яна и Сергей Сафоновы соединили свои судьбы в храме села Чечкино-­Богородское Шуйского района. В полуразрушенном, без отопления, среди летающих птиц… Молодые супруги уверены, что таким образом они вновь скрепили разорванную историю семьи. Ведь в этом храме крестили, венчали и отпевали десять поколений предков Сергея…

Под своды храма заезжали трактора

«Для чего ехать в такую даль, если в Москве и Подмосковье есть множество храмов? – удивлялись знакомые Сафоновых. – Чем так привлекло небольшое село, о котором даже не все местные знают? И полуразрушенный храм без отопления…» Эта идея действительно казалась необычной.

«В начале 18 века мои предки были прихожанами храма в селе Парское, но в 1730-х годах князь Иван Урусов, флотский капитан, решил построить в Чечкине деревянную церковь Владимирской Божией Матери в честь своего чудесного спасения во время шторма, – делает экскурс в историю москвич. – С тех пор село называют Чечкино-Богородское, а жители окрестных деревень стали прихожанами этой церкви». 

В конце 18 века деревянный храм сгорел. Но в 1797 году прихожане на собственные средства отстроили новую Владимирскую церковь. Храм продолжил архитектурные традиции 17 века, был выстроен из кирпича и побелен по кладке, отличался стройностью пропорций и выразительной пластикой убранства. В 1862 году, опять же всем миром, прихожане построили рядом и зимнюю кирпичную Никольскую церковь.

Храмовый комплекс – один из ярких образцов местного церковного зодчества. В 1930-х годах он был закрыт, несколько десятилетий использовался как склад. Техника заезжала прямо под своды храмов.

Так сегодня выглядит некогда процветавший храм…

Но в 2013 году была создана инициативная группа, зарегистрирована местная община, силами которой, как и 200 лет назад, понемногу началось восстановление храмов. «Сейчас в Никольском храме в теплое время года отцом Симеоном проводятся богослужения. Насколько я знаю, было совершено два крещения, и вот наше венчание стало первым почти за 100 лет», – говорит Сергей.

В поисках предков семьи дошел до… 17 века

Несколько лет назад Сергей Сафонов, работающий в одном из банков, озаботился историей своей семьи. Многим из нас доводится слушать рассказы бабушек и дедушек об их жизни. Но часто мы не придаем этому значения и осознаем, что забыли что-то спросить и узнать, только после их смерти. К счастью, к Сергею это понимание пришло раньше.

«Мой двоюродный брат предложил заехать в гости к сестре нашего деда и записать все ее воспоминания, узнать, что она помнит о предках. Кроме того, мы изучили и семейный архив: старые документы, предметы, фотографии. В результате получился довольно большой список родственников. Оказалось, что в семье сохранилась память на пять поколений предков. Меня семейная история очень заинтересовала, захотелось узнать подробности, продвинуться еще дальше вглубь, перепроверить некоторые факты», – вспоминает Сергей.

Москвич обратился в архивы. Около трех лет запрашивал сведения в государственном архиве Ивановской, Владимирской областей и даже в Российском архиве древних актов. В результате удалось выявить сведения о предках… до 17 столетия и найти родоначальника своей фамилии – крестьянина по имени Софон. Эту фамилию будут носить и дети Сергея.…

Вопреки устоявшемуся мнению о том, что если предки были простыми крестьянами, то ничего интересного в их судьбах найти не удастся – в случае с Сергеем всё получилось наоборот. «На самом деле в Российской империи велся учет всего населения и историю практически любого ивановца можно проследить до петровских времен, – уверен он. – Лично меня больше всего тронуло то, через какие испытания пришлось пройти нашим предкам. Как раз на плечи обычных людей легла вся тяжесть строительства империи, вся тяжесть противостояния с внешним захватчиком. Каждая семья отдавала значительную долю своего труда в виде различных налогов, податей… Мои предки, так же как и другие соотечественники, выставляли рекрутов и солдат. Я уверен, что практически любой род в России достоин отдельного памятника…»

 В тему. Храмы в Чечкине-Богородском нуждаются в помощи. Возможно, кто-то из читателей проявит интерес, захочет чем-то помочь в восстановлении храма. Публикуем ссылку на сайт храма, где размещены реквизиты, куда желающие могут перечислить средства: cbog.ru.

 Тележники стали советскими колхозниками

«Вся генеалогия моей семьи составлена с помощью неравнодушных и отзывчивых сотрудников архивов, военкоматов, сельсоветов, ЗАГСов, – отмечает Сергей Сафонов. – Родственники, даже очень дальние, проявляли неподдельный интерес к моим генеалогическим розыскам. Все охотно делились воспоминаниями, старыми фотографиями, оказывали всяческую поддержку».

В процессе поисков обнаружилось, что семейная история разорвана в двух аспектах. С одной стороны, прервались и забыты многие традиции. С другой – сказалось территориальное разделение. «Я понял, что до 1917 года русская деревня – это практически другая цивилизация для современных людей. Это был мир со своим укладом, культурой, традициями и обычаями». К примеру, предки Сергея были тележниками: изготавливали телеги, сани, колеса… И свою продукцию сбывали на местных ярмарках – в Шуе и соседних уездах. После событий 1917 года, гражданской войны, коллективизации прадед нашего героя и потом уже его дед стали, как и многие, простыми советскими колхозниками.  

Произошли изменения не только в судьбах людей, но и храмов. Так, храм, который Сергей трогательно называет родовым, был закрыт и отныне служил для хозяйственных нужд. А после смерти прадеда дед покинул родные места и уехал на Ставрополье. «Так прошлый уклад ушел в века, а для моего отца и для меня родиной стали уже другие края, – рассуждает москвич. – Но вот спустя много лет, чтобы в семье не терялась связь с исторической родиной, чтобы не забывались традиции, мы решили венчаться в том же самом храме, где и сто лет назад, в 1918 году, мой прадед (которого, кстати, звали, как и меня, Сергеем) венчался с моей прабабушкой Евдокией…»

Ради исторической памяти пришлось померзнуть

Сергей Сафонов рассказывает, что устроить венчание было не так-то просто. Ставший бесхозным и ненужным храм долгое время оставался заброшенным. Да и сейчас он без отделки, без отопления, без необходимой утвари. Даже электричество там не всегда бывает. «Но мы очень рады, что удалось всё организовать, осуществить задуманное, освятить наш брак именно здесь», – отмечает глава новой семьи, добавляя, что не помешало этому даже то, что в день венчания было довольно прохладно и молодые немного замерзли.

Москвич уверен, что ни в коем случае нельзя забывать о своих корнях. Прежде всего, из чувства благодарности нужно бережно хранить память о тех, кто отдал жизни ради будущих поколений, защищая страну от неприятеля. «И для этого совсем не обязательно сидеть в архивах несколько лет, а достаточно просто записать то, что сейчас помнят ваши бабушки и дедушки, – говорит Сергей. – Нужно бережно хранить старые фотографии, семейные реликвии и прививать детям уважение к истории рода. Важны не знатность предков, не древность рода и не количество известных поколений – важно наше отношение к своим корням. Мне кажется, что знание семейной истории показывает культурный уровень отдельной семьи. К тому же уважение к своим корням прививает и чувство собственного достоинства…»

Наш герой уверен, что рассказ о подвиге вашего деда на полях сражений в Великой Отечественной войне уже для ваших внуков будет историей об их героическом прапрадеде. Поэтому не стоит лишать потомков семейной истории. И, может быть, уже сегодня стоит задуматься: всё ли мы сделали для ее сохранения?

   

Читайте также
Людмила Исакова: "Театр – там, где спектакль тебя трогает за душу"
Убегали на фронт в пятнадцать
Ивановское радио слушали даже в Мурманской области