В 35 лет возглавила фабрику
Говорят, характер формируется в детстве. С этим полностью согласна наша героиня.
Тамара выросла в многодетной семье в деревне Бухарово. «Нас было пятеро, и мне, как старшей, пришлось рано повзрослеть, - вспоминает Тамара Васильевна. – В семь лет я уже помогала отцу пилить дрова, матери - по хозяйству. Очень рано начала косить наравне с соседскими мальчишками. У нас был огород, держали скотину... В общем, выживали, как могли. На базаре продавали молоко, фиалки, землянику, картошку. На вырученные деньги покупали валенки на зиму…» Уже тогда девочка твердо уяснила для себя: если хочешь хорошо жить, нужно много трудиться. В ее жизни и сейчас нет места лени.
Тамара рано определилась с выбором профессии: окончив Ивановский хлопчатобумажный техникум, она поставила себе цель - помочь родителям, у которых порой не было денег даже на самое необходимое. Из этих же соображений вышла на работу сразу после окончания техникума, хотя имела право на отпуск. «Так в 1952 году я начала работать на фабрике имени Зиновьева. Постепенно стала расти: была бригадиром, мастером, инженером технического отдела, - рассказывает она. – Это не только моя заслуга. Раньше очень хорошо работали с молодыми кадрами: прикрепляли их к лучшим специалистам, обучали и наставляли, вводили во все тонкости ткацкого дела».
Затем ее пригласили на должность главного инженера Шуйско-Егорьевской ткацкой фабрики. А через пять лет Тамара Васильевна возвращается на фабрику Зиновьева уже начальником ткацкого цеха, возглавляет профсоюзный комитет.
В 35 лет молодая женщина уже руководит ивановской фабрикой имени Крупской.

Таких молодых руководителей производства в советские годы называли перспективными. И очень часто – не зря!
Директор – не кабинетный житель
Не страшно ли было идти на должность руководителя столь крупного предприятия? Некоторые сомнения, конечно, были. Но в то время существовала такая политика: ткацкие производства должны были возглавлять женщины. Кроме того, пройдя все азы профессии и наработав большой опыт, она была готова к переменам. «Знаете, к женщинам-руководителям в те годы относились уважительно, более того, зачастую мы могли сделать то, на что мужчины не решались», - улыбается она.
От директоров тогда требовали модернизировать производство и наращивать его объемы. «В то время фабрика не выполняла план, пришлось исправлять ситуацию, - вспоминает Тамара Васильевна. – В 1974 году началась реконструкция, надстройка третьего этажа и расширение приготовительного отдела. Более 17 лет мы занимались увеличением мощностей и, конечно, улучшением жилищных условий наших сотрудников».
Именно в эти годы были построены целый бытовой комплекс, молодежное общежитие... На предприятие приезжала работать молодежь со всего Советского Союза. Ткацкое производство развивалось.
По словам Тамары Васильевны, директор фабрики – это не кабинетный работник, как часто принято считать. Ее рабочий день проходил динамично: и в цехах, и на стройках, в беседах с сотрудниками… Женщину-директора интересовало не только выполнение плана, но и то, в каких условиях трудятся работники, как они живут, устроены ли их ребятишки в детские сады. Те, кто работал с Тамарой Ложниковой, рассказывают, как она не раз отстаивала их права. Как добивалась внеочередного получения квартир для многодетных матерей, как стремилась поощрить каждого ответственного сотрудника, понимая, насколько тяжел труд ткачих.
Работников пришлось учить русскому языку
Казалось бы, куда еще расти? Но в 1985 году освобождается место директора крупнейшей ивановской фабрики имени 8 Марта, и эту должность предлагают Тамаре Васильевне.
«В то время здесь заканчивалась реконструкция, и, как это часто бывает, обнаружились недоделки, которые не успела исправить прежний руководитель, Зоя Пухова, избранная депутатом Верховного Совета СССР, - рассказывает она. - Мы постепенно стали осваивать новое оборудование. Опыт у меня уже был, что очень помогало в работе. Продолжала начатое Зоей Павловной дело по улучшению жилищных и бытовых условий работников, строили новые дома».
Рабочих, по словам нашей героини, на фабриках, продолжающих расширять производство, катастрофически не хватало. На работу приезжали и иностранцы. К примеру, Тамара Васильевна вспоминает, как на фабрику 8 Марта прибыли сразу 100 вьетнамцев. Их обучали русскому языку, расселили во вновь построенное благоустроенное общежитие. И, несмотря на то, что коллектив был многонациональным, никаких ЧП не случалось.
В 1989 году на фабрике по инициативе Ложниковой провели эксперимент по освобождению ткачих от ночных смен, и постепенно они были ликвидированы совсем.
Пришлось увидеть Тамаре Васильевне и спад производства, пережить время, когда товаром были забиты склады, но заказов не было. Приходилось сталкиваться и с тем, когда продукцию забирали, а деньги не переводили. Зарплаты платить было нечем… Фабрики начали останавливаться. Смотреть на всё это людям, которые вложили в их становление всю душу, посвятили этой работе жизнь, было очень больно. Тамара Васильевна и сегодня переживает, что такие серьезные производства нами утрачены.
Помогла папе переложить печь
«Фабрики раньше были градообразующими предприятиями. Мы работали не только на отечественном, но и на импортном сырье, выпускали качественные, известные на весь мир ткани. А потом, уже работая в другой должности, мне приходилось видеть, как люди работают с нарушениями условий труда, с недостаточной вентиляцией и освещением, без столовых, день становился ненормированным», - с болью вспоминает она.
Потерянные городом фабрики она ласково называет родными. А за судьбами других предприятий следит благодаря средствам массовой информации.
Говорит, что о выборе жизненного пути никогда не жалела, хотя голова женщины-директора день и ночь была занята проблемами производства. Вспоминая начало своего трудового пути, Тамара Ложникова шутит, что достичь главной цели: помочь родителям (отцу - переложить печь, маме - спасти швейную машинку, которую могли отобрать за долги), а младшим братьям и сестрам – выучиться, ей удалось. Оставаясь активной и сегодня, Тамара Васильевна - старшая в семье, и не только по возрасту. Видно, руководящую жилку уже никуда не деть.
В день 85-летия в ее доме было много гостей, цветов и подарков. В том числе и от тех, кто помнит, как она болела за производство, не боялась отстаивать свою точку зрения. И надеялась, что Ивановская область всегда будет славиться своим текстилем.