Пропали белый рояль и ткацкий станок
Как каждый человек не может полноценно жить без памяти, так и общество в целом. Неслучайно, первые прообразы музеев появились практически на заре человечества. В Древней Греции они служили местом сбора философов, тут же хранились культовые предметы и произведения мастеров того времени.
А как хранят историческую память в районах нашей области?

Создатель исторических экспозиций в Парском Родниковского района Виктор Пастухов
В регионе сейчас 20 музеев: восемь областного и 12 – муниципального подчинения. Еще есть много небольших: школьных, вузовских, ведомственных, посвященных истории конкретной организации. Появляются и частные музеи.
Районные музеи переживают непростые времена. Некоторые из них когда-то действовали при градообразующих предприятиях, другие были филиалами уже почившего ИГОИРМа (Ивановского государственного объединения историко-революционных музеев). Но в конце 1990-х годов, когда фабрики стали освобождаться от имеющейся у них социальной инфраструктуры, часть музеев канула в Лету.
Так случилось, например, в Родниках, где краеведческий музей существовал при комбинате «Большевик», позднее «Родтекст». Для его экспозиций собрали большое количество старинных вещей, документов... Когда же предприятие закрыло здание, в котором находились музей и библиотека, экспонаты были переданы муниципальным властям, и при хранении некоторые из них просто-напросто исчезли.
Как рассказывает первый директор Родниковского туристического центра, при котором восстанавливался музей, Дарья Горохова, пропал ткацкий станок, сделанный под старину, белый рояль местных фабрикантов Красильщиковых, коллекция монет, некоторые старинные вещи экспозиции «Русская изба»… Для нового музея вещи, фотографии, документы пришлось собирать заново.
В Тейкове произошла почти аналогичная история. При местном хлопчатобумажном комбинате существовал ведомственный музей. Но предприятие отказалось от него, а город не принял экспонаты. В результате, по словам местных жителей, почти всё бесследно исчезло.
В стороне от туристических потоков
Одна из основных проблем на сегодняшний день – финансовая. «Муниципальные музеи переданы на местный уровень и в последние годы фактически остались без областной поддержки, - говорит директор Шуйского историко-художественного и мемориального музея имени Фрунзе Владимир Возилов. – При этом, согласно 131-му Федеральному закону, их содержание для районных и городских администраций является не основной, а дополнительной функцией. Отсюда такие проблемы, как ветхость и слабость материально-технической базы, отсутствие возможности организовать большие выставки или проекты».
Как рассказывает Владимир Владимирович, до 1991 года музей был филиалом областного объединения историко-революционных музеев. Все они входили в «Золотое кольцо»: был стабильный поток туристов, обеспечивающий их нормальное существование.
«Сейчас Ивановская область начала реанимировать развитие туризма, но пока находится в стороне от крупных потоков, таких как, например, во Владимир или Ярославль», - говорит Владимир Возилов.
По словам директора Заволжского художественно-краеведческого музея Светланы Касаткиной, для них одна из основных проблем – содержание здания, которое является памятником регионального значения (построено в 1908 году). Реставрация этого бывшего особняка владельцев химического завода Бурнаевых-Курочкиных не проводилась ни разу. Правда, благодаря городской администрации, в 2011-2017 годах был сделан ремонт на сумму более 3,5 миллионов рублей. Заменена система отопления, сделана новая электропроводка, осуществлен ремонт выставочных залов. Но нужд осталось еще много.
«Проблема и с обеспечением сотрудников современной техникой, - говорит Светлана Вадимовна. – У нас сейчас шесть компьютеров, которым более десяти лет, и только один новый. Нет современного мультимедийного оборудования и даже фотоаппарата, чтобы снимать фонды. Хотя фотографии экспонатов мы должны посылать в Госкаталог».
По словам Светланы Касаткиной, сложности возникают и с описанием фонда. На каждый экспонат необходимо не просто завести карточку – его вносят в специальную программу, которая стоит более 50 тысяч. «В этом году мы ее наконец приобрели, - говорит директора Заволжского музея. – Но нет денег для обучения сотрудника работать на ней».
А еще в районах сталкиваются с отсутствием средств на закупку экспонатов, их реставрацию, с недостатком выставочных площадей. К тому же администрации городов часто пытаются превратить музеи в досуговый центр, забывая, что изначальная цель их деятельности несколько иная. «В тех условиях, в которых сейчас работают музеи, трудно ждать притока новых молодых кадров», - констатирует консультант отдела развития музейного, библиотечного дела департамента культуры Лариса Горнакова.
Уникальный буфет оказался в чиновничьем кабинете
Новые муниципальные музеи в последнее время создаются редко. Более того, власти не всегда стараются поддержать и то, что создано руками энтузиастов. Так, например, случилось в Тейкове.
Музей здесь появился в 2006 году. Одним из его зачинателей стал армейский офицер в отставке Игорь Черёмушкин. За несколько лет до этого он занимался восстановлением истории семьи местных фабрикантов Каретниковых: помимо всего прочего в музее собрали многие относящиеся к ним документы и предметы.
У многих экспонатов была своя интересная история. Например, икона Боголюбской Божьей Матери долгое время находилась в местном храме, но в годы советской власти исчезла. Лет десять назад пожилая тейковчанка купила частный дом и решила навести порядок в сарае. Каково же было ее удивление, когда вместо одной из стен она увидела… икону. Высота – более метра, ширина – около полуметра. Женщина решила подарить ее музею. Понадобилось несколько мужчин, чтобы доставить ее на хранение.
Просуществовал музей около девяти лет. Игорь Черёмушкин даже добился выделения под него отдельного здания – бывшей фабрики купца Павлова (до этого музей находился в Доме культуры) Начали ремонт: сделали крышу, пол, убрали перегородки. Однако директор Игорь Черёмушкин перешел на другую работу. А во время административных сокращений (учреждение считалось муниципальным) под удар попал один из двух сотрудников музея – хранитель фондов. И вскоре музей «свернули». Экспонаты сложили в одну из пустующих комнат ДК.
«Из них потом составлялись выставки, но они были уровня «пионеров и школьников», - рассказывает Игорь Юлианович. – Как-то посетил одну и обомлел: старинные фотографии XIX века приклеили прямо к стене… А уникальный буфет Каретниковых я увидел в одном из кабинетов администрации. Когда объяснил, что этот предмет представляет ценность, его разобрали и отнесли в дом культуры. А мы только на его реставрацию затратили около 40 тысяч рублей…»
Сейчас горожане-энтузиасты вновь борются за создание музея.
Сосуды с секретами и старинный телескоп
Важность районных музеев трудно переоценить. Дети делают здесь первые шаги знакомства с историей края. Для пожилых они – память о родственниках, оставивших свой след, осознание того, что собственная жизнь была вплетена в контекст истории и прожита не напрасно. Музеи – это и центры научной деятельности.
Здесь можно встретить множество интересных и даже уникальных экспонатов. «Например, у нас есть документы, связанные с деятельностью Фрунзе, с образованием губернии, - рассказывает Владимир Возилов. – А наша коллекция сосудов с секретами XIX-XX веков – самая крупная в России. В нее входят и евлогии в сосудах (бутылки с объемными христианскими композициями внутри) – паломнические сувениры».
В Заволжском музее к числу интереснейших экспонатов научные работники относят телескоп 1872 года, принадлежащий астроному Фёдору Бредихину, у которого здесь была усадьба. А также его личные вещи и астрономические приборы. Единственное фото с женой 1898 года….
…Неслучайно практически в каждом, даже небольшом поселке при школе или клубе какой-нибудь энтузиаст начинает собирать старинные предметы русского быта, сведения о людях, живших в этих местах, организует выставки. Так зарождаются новые музеи…

Увидеть подлинники Айвазовского и Коровина
Достойная коллекция экспонатов находится в Кинешемском художественно-историческом музее. Сейчас там около 20 тысяч предметов. Уникальны вещи из усадьбы Студеные ключи фабриканта Николая Рузского.
Как рассказывают сотрудники музея, Рузские – ветвь рода Лермонтовых. Один из представителей семьи был градоначальником в Рузе современной Московской области. Отсюда и пошла фамилия. Основатель усадьбы был двоюродным братом адъютанта Николая II, сыгравшего значительную роль в его отречении.
Хозяин Студеных ключей был владельцем сахарных заводов. Усадьбу он начал строить в 1912 году. У него было много владений, в том числе в Петербурге. Был знаком с Прокофьевым. Революцию не принял – уехал за границу.
Николай Павлович всю жизнь собирал предметы искусства. Посещая выставки, покупал картины художников, которые затем становились знаменитыми. В фондах кинешемского музея - работы Айвазовского, Коровина, Савицкого, Виноградова.
К коллекции Рузского принадлежат и каминные часы фирмы Павла Буре 2-й половины XIX века. Николай Павлович привез их из Швейцарии. Многих посетителей также впечатляет скульптура воина времен Ивана Грозного. Сотрудники музея называют ее «Опричник»: к седлу у него приторочена собачья голова. Высота статуэтки 25-30 сантиметров.