В Иванове не хватает… маниока
«В Иванове прошли самые сознательные годы моей жизни, - рассказывает Жафе, сразу удивляя неожиданно хорошим знанием русского языка, и поясняет: – А как же иначе? Я аспирант филологического факультета ИвГУ, приехал учиться в Россию из Конго. Рано определился с выбором будущей профессии и понял, что хочу учить именно русский язык, изучать филологию».
Он родился в небольшом городке, но потом семья переехала в столицу – Браззавиль, где Жафе и вырос. Он был единственным ребенком, в то время как в Конго семьи в большинстве своем многодетные. Папа был электриком, а мама окончила школу для преподавания, но по профессии не работала.
«Мне повезло увидеть моих бабушек и дедушек, я их хорошо помню. У нас была очень важная традиция: собираться вечером у огня, где старшие рассказывали нам о предках, знакомили с историей семьи, города и страны, - вспоминает Жафе. – В свободное время утром все работали на своих участках, которые располагались далеко за городом. Это были большие плантации, размером один-два километра… Иногда глядя на них, нам, детям, казалось, что они бесконечные. Мы выращивали кукурузу, арахис и маниок – последний был основой нашего питания». И рассказывает, как трудоемко получить из этого растения продукт. Маниок – вечнозеленое тропическое растение, в пищу идут его клубни. Их сушат, измельчают и… готовят всё, что душе угодно: пекут хлеб, оладьи, варят кашу (ее называют фуфу), используют как гарнир к мясу и рыбе. Здесь, в Иванове, для Жафе маниок частично заменяет манная крупа, которая чем-то отдаленно напоминает его по вкусу. А вообще наша кухня африканцу пришлась по душе.
Хорошо учиться помогали… удары палкой по рукам
«Моя семья очень хотела, чтобы я много и хорошо учился, - рассказывает аспирант ИвГУ. – С детства меня приучали к дисциплине, воспитывали очень строго». Так, за ошибки, допущенные в домашнем задании, школьника не допускали к еде, пока он их сам не исправит. А за провинности и плохие оценки били палками. «У нас в стране принято так воспитывать детей, и я считаю это правильным, - говорит Жафе. – Лично мне не раз доставалось от моих строгих дедушек по 50-60 ударов палками по рукам. И это отбивало всякое желание хулиганить, плохо учиться и не слушаться старших».



На родине
Во время разговора мой собеседник так и сыплет русскими народными пословицами и поговорками. Вот и здесь, словно подводя промежуточный итог рассказу, говорит: «Без труда не вытащить и рыбку из пруда. Я много трудился, успешно закончил 13 классов школы. А в Иванове получил красный диплом бакалавра, затем окончил и магистратуру с отличием…» Именно хорошая учеба и позволила африканцу получить направление Министерства образования Конго на поступление в ивановский вуз. Он приехал в наш город вместе с еще четырьмя счастливчиками.
Жафе говорит, что на тот момент он много знал о России, так как наравне с французским языком (в его стране он официальный) изучал и русский, много читал. «Я знал, что у вас переменчивый климат, а приехал сюда в октябре, когда погода уже не очень хорошая. Поэтому первое, что сделал – купил теплые вещи, - рассказывает конголезец. – Я очень благодарен нашим педагогам, а особенно Дмитрию Иванову: благодаря ему мы не просто изучали русский язык, но и начали общаться с ивановскими ребятами, что помогло подтянуть нашу речь».
Сейчас Жафе не столько учится преподавать русский язык как иностранный, сколько хочет думать на нем. Может быть, поэтому, допуская ошибку в разговоре, непременно извиняется и исправляет ее, а в соцсетях пишет грамотно, соблюдая все знаки препинания. «Знаете, часто так бывает, что здесь наши студенты учат язык, но особенно не затрудняют себя в этом, считая, что им это потом всё равно не пригодится, - говорит Жафе. – А потом, возвращаясь на родину, и вовсе забывают, что когда-то жили в России». Впрочем, нашему герою это не грозит. Он признается, что хотел бы жить и работать в Иванове.
Не успел показать маме красный диплом
«Мой отец умер в 2007 году, а в 2016-м погибла мама, - рассказывает Жафе. – На родине я бывал нечасто: один только перелет в обе стороны стоит порядка 80 тысяч рублей. Но мама мной очень гордилась и говорила, что хочет подержать в руках мой красный диплом. Я закончил магистратуру и в декабре должен был прилететь домой, показать документ маме, но немного не успел: ее не стало…»
Трудолюбие, упорство в достижении поставленных целей всегда отличали Жафе от многих его соотечественников. Он долгое время возглавлял местную ассоциацию африканских студентов, теперь – председатель ассоциации иностранных студентов. Говорит, вопросы приходится решать разные: юридические, правовые, психологические… Его телефоны всегда в зоне доступа, ему бесконечно приходят сообщения. «Во многих ситуациях мне помогает собственный опыт, знание местных традиций и языка, - рассуждает он. – Я тертый калач, как говорят у вас».
Одной из основных проблем он считает недостаточное знание иностранными студентами нашей культуры. Если бы в странах, из которых едут дети учиться или жить в Россию, уже в школах ввели изучение русского языка и ознакомили с нашими традициями, по мнению конголезца, было бы проще.
«Есть проблемы и с медициной. Так, местные врачи незнакомы с экзотическими заболеваниями: нужно ввести курс лекций для врачей, которым приходится работать с иностранцами. Ну и, конечно, от всего этого не будет толку, если СМИ не начнут пропагандировать взаимодействие культур, рассказывать о традициях народов, живущих на вашей земле», - убежден Кукубу.
Одеться кое-как – неуважительно к собеседнику
Сейчас Жафе получает стипендию, у него есть место в общежитии, но мужчине хочется большего. Однако, не имея разрешения на работу, иностранный гражданин согласно нашим законам не может трудоустроиться. «Очень хотелось бы получить разрешение на временное проживание и труд, но это сопряжено с определенными формальными и материальными трудностями, - признается он. – Многие из наших ребят вынуждены искать работу неофициально, устраиваться грузчиками, например. Но не все хотят работать не по специальности, а у кого-то и просто не хватает на это здоровья…»
За годы жизни в Иванове Жафе привык ко многому, что раньше его удивляло. Например, к тому, как реагируют на его цвет кожи жители облцентра. Впрочем, у жителей его родной страны появление в общественном месте белокожих, светловолосых и голубоглазых людей вызывает не меньший интерес. «Все стараются подойти к ним поближе, пообщаться, а детишки – потрогать светлые прямые волосы», - отмечает он. Уважительно относиться к людям других национальностей, к старшим, в Конго учат с детства. «Я впитал это от родных. Так же как и то, что, собираясь на встречу, нужно выглядеть с иголочки, - улыбается африканец. – Идти одетым кое-как просто неуважительно по отношению к тому, с кем ты встречаешься…»
Пояснил Жафе и свою фамилию: «У нас детям принято давать двойное имя, без отчества в отличие от вас. А фамилия моя от деда по материнской линии – Кукубу. Когда я родился, он решил, что именно его фамилию нужно дать мне. В переводе на русский она означает: тот, кто остался живым из всех. Дедушка носил такую фамилию не случайно: из большой многодетной семьи, в которой родилось десять детей, выжил только он. Думаю, мои родные таким образом хотели показать мне, что возлагают на маленького чернокожего мальчишку большие надежды. И я очень стараюсь сделать всё, чтобы оправдать их…»
Ассоциация иностранных студентов России (АИС) создана по инициативе самих учащихся при поддержке вузов и Министерства образования 29 мая 1996 года. На учредительной конференции присутствовало около 100 делегатов со всех континентов, из 17 городов России. Создание АИС проходило при активной поддержке Ивановского государственного университета. АИС - самоуправляющаяся, добровольная и не преследующая политических и коммерческих целей организация.