Под Богданихой живет чемпион Франции
Конеферма Ирины Ямщиковой расположена в километре от Богданихи Ивановского района. В приземистой деревянной постройке вместе с 18 лошадками содержатся около десятка коров, телят и овец и… вечно испуганный кролик. Зато в клетке очень вольготно чувствуют себя куры.
Я приехал на эту ферму, когда мороз был за минус 20. Конюх Николай Мотанов сразу объяснил мне, что фотографировать на улице при такой температуре Ирина Николаевна категорически запретила: «Дыхание на морозе собьют, а у нас собрана элита». Но жеребцы и кобылки, наоборот, норовили выйти из своих закутков, высовывали гривастые морды как можно дальше. Одна, забыв про сено, даже пыталась зажевать мою кожаную сумку.
У каждой лошадки - автопоилка. Но в целом помещение, соединенное с коровником, за которым ухаживает Елена, жена Николая, производит неэлитарное впечатление и пока напоминает старую колхозную конюшню. Временную постройку.
Над каждым денником - табличка. Вот одна из них: «Кобыла Хургада, 2008 года рождения. Порода – русская верховая. Мать – Хабанера, отец – Гелимер». У жеребцов тоже интересные клички: Фармацевт, Аристократ, Отелло… Фармацевт – чистокровная английская верховая, особая гордость фермерского хозяйства. Он чемпион Франции по конному троеборью.
На конеферме - животные нескольких пород. Кроме всем известных русской и английской верховых есть и редкие - тракененская и ганноверская.
Справка История тракененской породы лошадей плотно переплетается с историей взаимоотношений Пруссии с Россией. Еще рыцари-тевтонцы, завоевавшие земли будущей Восточной Пруссии в XIII веке, скрещивали выносливых жмудских кобылиц с изящными жеребцами восточных кровей. Ганноверская порода тоже выведена в Германии. Эти лошадки напоминают чистокровных английских лошадей. Изначально они должны были стать надежными и недорогими рабочими животными. Но позднее коней стали брать для кавалерии. Использовать таких красивых животных в хозяйственных целях – кощунство, говорят специалисты.
«Первой в нашем табуне оказалась кобыла ганноверской породы Грань – ее перевели из Китова, где закрылась конно-спортивная школа и где работал мой отец, Николай Геннадьевич Мельников», - рассказывает подошедшая хозяйка. Надо видеть, как элитные лошади обожают молодую женщину. Она говорит про Фармацевта, дающего жизнь многим жеребятам: «Не смотрите, что он такой гордый и прославленный на всю область. Он очень покладистый. Никогда никого не обидит…»

После энергоуниверситета пошла в сельхозакадемию
Любовь к лошадям Ирине привил отец, известный в области специалист-коневод, работавший не только в Китове, но и, к примеру, на Покровской конной ферме Савинского района. Девушка училась в Китове и посещала конно-спортивную школу. А когда переехали в Богданиху, где закончила школу с серебряной медалью, ездила заниматься в кохомский манеж, там также работал Николай Геннадьевич.
В Богданихе вместе с отцом они стали разводить элитных лошадей уже самостоятельно. На Ирину Ямщикову оформлено 12 гектаров земли под под леваду, выпас, сенокос, ферму и офисный дом.
Хозяйка конефермы закончила энергоуниверситет, но, почувствовав недостаток знаний, стала поступать на зоофак ИГСХА. «Меня в приемной комиссии стали отговаривать, - улыбается Ирина. – Мол, зачем вам это? У вас ведь высшее образование, далекое от сельского хозяйства. Но я не пожалела о принятом решении и стала дипломированным зооинженером. Конечно, знаниями и навыками коневодства делился и папа, он кандидат биологических наук. Я только пользуюсь услугами ветврачей, в остальном – сама себе специалист».
Сначала было личное подсобное хозяйство, а в 2014 году Ирина зарегистрировалась как фермер и теперь может претендовать на федеральные гранты: «Мы планируем построить кирпичную ферму, фундамент уже залили, будем расширять поголовье лошадей и коров. То есть серьезно заниматься производством. Ведь пока затраты на коневодство не окупаются, это скорее занятие для души».
«Мой супруг тоже закончил энергоуниверситет, он – предприниматель. Говорит, что взял меня замуж вместе с лошадьми, - смеется Ирина Николаевна. – Конечно, помогает в развитии хозяйства, можно сказать, является одним из инвесторов. Дети – их у меня трое – тоже любят приезжать на ферму. В Иванове они занимаются в спортивных секциях, но общаются и с нашими лошадками. У нас особенно хорошо летом. Друзья и знакомые приезжают сюда на берега Уводи и Сиверки. Лошадки до белых мух гуляют на свежем воздухе. Детишки охотно на них катаются».
Экспозиция прекрасных… лошадиных морд
Ферма требует кормов, большие траты на электричество. Благо, что техники у Ямщиковой, кроме газонокосилки, нет. Сенные рулоны закупают у частников, но в перспективе – покупка трактора с набором сеноуборочных прицепных агрегатов. Сами элитные лошадки тоже дорого стоят. Их семья приобретает на выставках по всей России.
Небольшую же прибыль КФХ имеет от реализации племенного молодняка, молока и мяса.
А еще Ирина ведет частную конно-спортивную секцию, в которой за символическую плату занимаются дети из Богданихи и Китова, Кохмы и Иванова. Ребята участвуют в областных соревнованиях, ездят в манежи Владимира, Костромы, Коврова…
Хозяйка конефермы очень энергична. В день на своей машине бывает по нескольким адресам в Иванове и за его пределами. Но следов замотанности на ее лице не видно. «Мне нравится моя работа, у меня прекрасная семья, работники на ферме подобрались трудолюбивые, все вместе мы умеем отдыхать в окрестностях Богданихи. Вот и весь секрет моей бодрости», - сказала мне напоследок Ирина.
На день рождения и в праздники родные и близкие не морочат себе голову, что подарить этой женщине. Картину, красивую фотографию в рамке или гобелен – конечно, с изображением лошади. На стене дома Ямщиковых на берегу Уводи уже целая конная галерея.
Лошади, хорошо знает хозяйка фермы, делают нас добрее, врачуют души и благотворно влияют на здоровье людей