Понять, какое испытание ожидает детей
Отправилась в пункт сдачи экзамена и я. Во-первых, хотелось испытать себя в предмете, который всегда был одним из самых любимых в школе и который, как мне казалось, я знала досконально. Справиться с заданиями без предварительной подготовки казалось делом чести. Во-вторых, процедура экзамена интересовала меня и с точки зрения матери: моим сыновьям предстоит сдавать ЕГЭ через два года.
Специалисты департамента и регионального центра оценки качества образования постарались создать для родительской общественности условия, максимально приближенные к реальности. Нас заранее предупредили, что пункт приема экзамена на базе 19-й школы оборудован системой видеонаблюдения, так что все попытки списать или воспользоваться шпаргалками будут безжалостно пресекаться. Нарушителю придется в тот же момент покинуть аудиторию (к слову, Ивановская область одной из первых закончила установку видеокамер во всех пунктах проведения экзамена).
К назначенному времени в ППЭ пришло 15 человек. В основном – родители старшеклассников, как и я. Пообщавшись с некоторыми из них, поняла, что всех нас терзают одинаковые предубеждения. Дочь одной из мам, Ольги Лисовой, учится в 11-м классе. ЕГЭ для этой семьи – неизбежная и близкая реальность. «Конечно, я переживаю, - поделилась со мной Ольга. – Ведь от результатов ЕГЭ во многом зависит будущее ребенка. Я пришла сегодня на пробный экзамен, чтобы лучше понять процедуру, попробовать выполнить задания, аналогичные тем, которые будут на настоящем экзамене».
По словам женщины, этот год дался семье нелегко. По всем предметам, в том числе и по русскому языку, дочь занимается с репетиторами. Недавно она сдавала пробный экзамен. Написала на 60 баллов: не самый хороший результат.
У самой Ольги в школе по русскому была пятерка, но в себе она всё же не очень уверена, немного боится. Впрочем, ей важна не столько оценка, сколько понимание процедуры и общей обстановки.
Тем временем нас просят оставить все вещи и пройти в пункт сдачи экзамена. С собой можно взять только черную гелевую ручку и паспорт.
Вылез за клетки – остался без оценки
Перед входом в ППЭ нас ждет неприятная, но неизбежная процедура – проверка датчиком металлоискателя. В свое время это вызывало много вопросов и недоумений у родителей, но потом все смирились: ведь по-другому бороться со списываниями невозможно. Впрочем, отдельные изобретательные школьники всё равно умудряются пронести в аудиторию телефоны или другие гаджеты, надеясь подсмотреть. О таких случаях мы слышим каждый год: этих ребят вычисляют и удаляют с экзамена. А порой их результаты аннулируют уже позднее, после просмотра видеозаписи: если пресловутый человеческий фактор может дать слабину, то техника фиксирует всё происходящее абсолютно беспристрастно.
Конечно, никто из нас даже не задумывался о том, чтобы пронести в аудиторию электронные устройства. Ведь это равносильно попытке перехитрить самого себя. Наши помыслы абсолютно чисты – мы просто хотим проверить себя и познакомиться с процедурой. Однако когда нас рассаживают за парты, пофамильно выкликая из списка (каждый сдающий должен сидеть на строго отведенном месте), я начинаю чувствовать себя неуютно. Подняв глаза, замечаю прозрачное око камеры. Что ж, наверное, это правильная мера: списывание на экзаменах давно превратилось в настоящий бич, резко снижающий качество российского образования.
Я сижу за первой партой, а за второй к экзамену готовится руководитель департамента образования Ольга Антонова. Пока организаторы раскладывают свои документы, мы успеваем побеседовать. «Я сдаю ЕГЭ по русскому языку уже во второй раз, - говорит Ольга Генриховна. – В прошлом году получила 90 баллов. Даже сама удивилась – ведь я совсем не готовилась. На экзамен приехала прямо с заседания правительства и не сразу смогла переключиться. Но потом собралась. Я очень хорошо понимаю школьников: волнение может помешать сосредоточиться. И здесь важно психологически настроить ребенка перед экзаменом. Это задача родителей и педагогов».
Тем временем организаторы вскрывают пакет с диском, где содержатся задания, и распечатывают КИМы (контрольно-измерительные материалы, то есть бланки с заданиями) прямо в аудитории. Это еще одно новшество в системе ЕГЭ, гарантирующее его секретность. Далее один из сотрудников ППЭ подробно инструктирует нас, как именно нужно заполнять титульные листы КИМов: можно использовать только черную гелевую или капиллярную ручку, буквы следует писать строго по приведенному образцу, при этом они не должны выходить за пределы клеточек. Если что-то сделать не так, то впоследствии могут возникнуть трудности в проверке (данную информацию, а также ответы на тестовую часть считывает компьютер).
Не фантазировать, а соответствовать критериям
Но вот, наконец, можно приступать к экзамену. Если честно, в этот момент накатило волнение. Мне пришлось несколько раз перечитать небольшой текст на научную тематику (речь в нем шла о том, какую роль играет атмосфера в жизни нашей планеты). В общем-то ничего сверхъестественного, но уже при выполнении первого задания у меня возникают сложности. Здесь требуется выбрать два варианта ответа, наиболее полно отражающие главную мысль текста. Вчитываюсь в предложенные варианты и понимаю, что два из них – абсолютно идентичны по значению, хотя и сформулированы немного по-разному. С таким мне сталкиваться еще не приходилось. Выбираю один из одинаковых вариантов. Впоследствии окажется, что здесь я допустила ошибку: следовало выбирать два идентичных ответа. Какой в этом был смысл, я так и не поняла. Зато с остальными заданиями тестовой части справляюсь на ура. Споткнулась лишь на склонении числительного «полтора».
Следующий шаг – перенос ответов из КИМа в особый бланк. Здесь тоже нужно писать в клеточках, причем без пробелов и запятых.
Успешно преодолев все трудности, я приступаю к самой сложной части: написанию сочинения по тексту. Мне казалось, что здесь-то я смогу проявить свои способности в полной мере. Не тут-то было!
Мне достался небольшой по объему текст советского писателя Юрия Яковлева, в котором он рассказывал о своей матери. Перечитав его дважды, начинаю строчить свое сочинение, исписывая в итоге три листа вместо положенных двух. Слова ложатся так гладко и красиво… Но именно тут, как выяснилось позднее, я допустила непростительную для ЕГЭ ошибку, невнимательно прочитав задание. На экзамене по русскому языку полет мысли и красота слога никому не нужны. Главное – соответствие заданным критериям, перечисленным в задании. Например, от меня требовалось выразить согласие или несогласие с позицией автора. Я сделала это, но, как мне потом объяснили, в моем сочинении не было фразы «я согласна/не согласна с позицией автора». А еще я якобы нечетко (своими словами) выразила главную мысль текста. Оказывается, достаточно было написать: «Главная мысль автора заключена в следующем предложении…» и процитировать это самое предложение. И вообще, от меня требовали 150 слов, а я растеклась мыслию по древу на три листа…
Наши работы проверили сразу же. Ведь мы все-таки писали не полноценный ЕГЭ, а его мини-вариант. В итоге я набрала 81 балл - меньше, чем ожидала от себя, и это неприятно ударило по самолюбию. Но, выйдя на улицу, я вздохнула с облегчением, засунула результаты экзамена поглубже в сумочку и спокойно пошла на остановку, решив в итоге, что всё случившееся должно послужить мне уроком (в конце концов, за то, что я невнимательно читаю задания, меня ругали еще в школе). А еще я мысленно поблагодарила школьных учителей, что они не устают решать с нашими детьми все эти бесконечные пробные варианты ЕГЭ. «Натаскивают», как принято сейчас говорить. Но в данный момент это слово вдруг утратило негативную окраску: я поняла, что без правильной подготовки экзамен может превратиться в настоящий кошмар…