Миротворцам тоже приходилось стрелять

22 февраля 2018 14:02

Завтра страна отмечает День защитника Отечества. В преддверии этого праздника хотелось бы рассказать о представителе поистине мужской профессии - сотруднике мобильного отряда особого назначения Росгвардии 46-летнем Сергее Астафьеве. К сожалению, мы не можем назвать настоящую фамилию нашего героя, поскольку он не раз принимал участие в командных и контртеррористических операциях – в том числе и международных...

Со скорой – в ОМОН

Профессия Сергея была предопределена с юности: парень  занимался стрельбой и парашютным спортом. Срочную служил в Софринской бригаде особого назначения внутренних войск МВД СССР. Во время службы были неоднократные командировки в тогдашние горячие точки - Закавказье, Нагорный Карабах.

Вернувшись из армии, Сергей стал работать фельдшером реанимационной бригады скорой помощи – по специальности, которую получил до срочной службы. В 1994-м году решил сменить профессию и пришел поступать в отряд милиции особого назначения МВД.

«В начале 1990-х, работая на скорой, мне приходилось сталкиваться с наркоманами и другими представителями криминального мира, которые угрожали нам, - поясняет он причину этого. – Иногда приходилось применять силу. Поэтому я и решил, что более полезным могу стать на службе в милиции, в отряде особого назначения».

По долгу службы Сергею довелось участвовать в контртеррористических операциях. Первым заданием стала командировка в Северо-Кавказский регион. «Наша группа в 30 человек ехала сменить предыдущую, - рассказывает он. - В это время шли ожесточенные бои за Грозный, а бандформирования блокировали все федеральные точки вооруженных сил, в том числе и Черноречье, где базировался ивановский отряд. Ребята находились в окружении без еды, воды, топлива. При попытке прорвать кольцо четверо товарищей были убиты».

Прибывшим на смену милиционерам повезло: заключение Хасавьюртовских соглашений положило конец первой чеченской войне.

Как вспоминает Сергей, в Чечне отряд занимался восстановлением конституционного порядка.

Во время второй чеченской Сергей снова попал в горячую точку. В то время в Чечне снова бесчинствовали экстремисты: захватывали заложников, похищали нефть, делали бизнес на производстве и контрабанде наркотиков, нападали на соседние российские регионы. Было совершено массированное вторжение боевиков в Дагестан, но дагестанцы оказали бандитам сопротивление. С боевиками боролись и федеральные силы.

«Наши опорные пункты располагались в школах, санаториях, больницах, - вспоминает Сергей. – Прибывая на место, мы закладывали окна мешками с песком, устанавливали заграждения из колючей проволоки и мин».

Сотрудники правоохранительных ведомств захватывали бандитов в деревнях и доставляли их в части, проводили досмотры местного населения на наличие запрещенных предметов – оружия, наркотиков…

 

В Югославии не хватало переводчиков

В числе миротворческих миссий, в которых принимал участие Сергей, была командировка и в Югославию.

В 1999 году для прекращения конфликта в Косове между албанцами и сербами ООН развернула миротворческую миссию. Для поддержания внутреннего порядка формировались полицейские отряды.

«Россия должна была предоставить 70 сотрудников милиции и 30 пограничников, - рассказывает Сергей. – В МВД была направлена телеграмма с требованием направить сотрудников, знающих английский язык. В число других включили и мою кандидатуру. Хотя в школе я учил немецкий, но английским занимался на курсах и сдавал его при поступлении на юридический факультет ИвГУ».

Больше всего моему собеседнику запомнилось дружелюбие сербского народа. «Но мы, призванные защищать общественный порядок, обязаны были соблюдать нейтралитет, - говорит он. – При совершении преступления арестовывали независимо от национальности».

На территории было очень много оружия. Можно было зайти в хату для проверки, а хозяин доставал из-под подушки и наставлял на входящих автомат. Оружие местные жителя прятали в подвалах, стенах, дворах. Человеческая жизнь ничего не стоила…

«Проблемы возникали с переводчиками, - рассказывает Сергей. - В полицейском участке их было десять, но у нас переводчица проработала ровно смену, и начальник сказал, что русские достаточно сносно могут общаться с местными, а в других отрядах есть индусы, палестинцы, которые вообще не понимают язык.

Сначала Сергей служил в Косове патрульным, а впоследствии был назначен на должность координатора деятельности отряда полицейских украинцев и румын.

 

В 25 градусов либерийцы отогревались в куртках

Дважды Сергей был в составе миротворческой миссии ООН в Либерии: в 2004-2006 и 2013-2014 годах. В этой африканской стране в конце 1990-х – начале 2000-х шла гражданская война между правительством и повстанческими группировками. В Либерию были введены миротворцы ООН и создано временное правительство.

«В отличие от Косова, здесь мы исполняли не полицейскую, а скорее консультативную миссию, - говорит Сергей. – Моя официальная должность была – полицейский советник. Я координировал работу спецподразделений ООН, куда входили профессионалы из других стран, позднее мы оказывали помощь в создании местной полиции».

Как вспоминает миротворец, в Либерии было жарко – и в прямом, и в переносном смысле. Днем при влажности около 100% и температуре выше 35 градусов не хватало воздуха. Особенно тяжело приходилось во время массовых мероприятий при большом скоплении народа. Местным жителям это казалось странным: «Для них температура в 25 градусов – уже прохладно, и они надевают верхнюю одежду вроде наших курток».

Во время службы наши соотечественники часто заболевали малярией. И здесь ивановцу пригодились навыки фельдшера: он мог определить признаки заболевания на начальных стадиях и направить человека в госпиталь.

Кроме того, перед выборами в Либерии обострились отношения между мусульманами и христианами, в большом количестве в стране появилось оружие, началась стрельба. Страны ООН ввели танки, были выставлены посты, регулярными стали дежурства патрулей…

К счастью, постепенно ситуация нормализовалась.

 

Сплотились – «крепче некуда»

В ОМОНе Сергей служит в штабе. «В свое время у меня хорошо обстояло дело с информатикой, и меня взяли в управление, - рассказывает он. – Первое время у нас был один компьютер на весь отряд, а в конце 1990-х я стал заниматься установкой компьютерных сетей».

Сейчас в его задачу входит подготовка силовых мероприятий для правоохранительных ведомств и спецслужб. «Например, требуется захватить объект, в котором обосновался вооруженный преступник, - поясняет он специфику своей деятельности. – Мы изучаем, какой высоты в этом доме забор, возможно ли там применение оружия. Если да, то какое оружие следует взять, как вскрывать дверь…»

Сергей и сам неоднократно принимал непосредственное участие в задержании опасных преступников. За безупречную службу он награжден медалями «За отвагу», «За отличие в охране общественного порядка», имеет многочисленные ведомственные почетные грамоты МВД, а также четыре международные медали ООН «На службе Миру».

«Почему я так долго служу в отряде? Основная причина: замечательный слаженный коллектив, - отвечает Сергей на вопрос. – Вместе с товарищами мы прошли через такие обстоятельства, которые сплотили нас «крепче некуда». После которых мы знаем, что можем доверять друг другу. Понимаем друг друга с полуслова и полувзгляда.  Каждый знает, что товарищи в любых ситуациях его не бросят. И на наш костяк опытных силовиков равняются молодые».

 

Читайте также
По Золотому кольцу приезжайте в Иваново…
Прославили Лух на всю Россию
"Поперечная" чиновница