
Светлана БОРОВКОВА, руководитель ивановского психологического центра «Эмпатия»:
- В условиях рынка нередки критические ситуации, которые могут затронуть прежде успешные предприятия. Спасение фирмы во многом зависит от грамотных действий руководителя. Даже если бизнесмен сам находится в состоянии стресса, он должен сохранить деловую активность: желание бороться, не опускать руки, принимать решения.
Предприниматель должен быть готов к тому, что в таких случаях возникают трудности в управлении персоналом. Снижается эффективность работы, напряженным становится эмоциональный настрой сотрудников.
Для преодоления этого потребуются психологические маневры.
- Сократите социальную дистанцию с коллективом вплоть до общего поиска выхода из кризиса (это могут быть мозговые штурмы, оперативные конференции).
- Делитесь с сотрудниками информацией о реальном состоянии дел. Если вынуждены принимать непростые решения, объясняйте их.
- Информируйте коллектив о задачах, которые предстоит решить. Привлекайте сотрудников к решению проблем, опирайтесь на их опыт.
- Давайте работникам возможность высказать свое мнение о происходящем и отвечайте на прямые вопросы. - Всеми силами поддерживайте мотивацию сотрудников: хвалите за успехи, при необходимости предлагайте помощь, предоставьте возможность гибкого графика.
- Демонстрируйте людям, что вы ими дорожите.
- Не запугивайте подчиненных – наоборот, приободряйте их. Помните, что недоброжелательность и агрессия сводят на нет попытки управлять коллективом. Избегайте негативных оценок. Разделяйте указания и критику. Обратить внимание служащего на недочеты лучше в отдельной беседе.
- Никогда не отступайте от своих слов. Потеря к вам доверия в ситуации кризиса чревата дополнительной напряженностью.
- Постарайтесь, чтобы служащие находили личную выгоду в выполнении ваших приказов. Если сотрудники почувствуют себя необходимыми компании, это отразится на их работе самым положительным образом.