Учительское счастье

28 сентября 2017 16:46

Так уж сложилось, что День учителя в нашей стране – особенный праздник. В этот день каждый отдает дань уважения тем, кто, не жалея сил, личного времени и душевного тепла, воспитывал в нас человечность, милосердие, честность, доброту. Наши сегодняшние герои – именно такие люди: Учителя с большой буквы. У каждого за плечами немалый опыт и порой трудная судьба. Но всех их объединяет одно: любовь к детям и стремление воспитать в них Личность. А еще – все они абсолютно счастливы в своей профессии.

Людмила Добрякова, общественный советник губернатора:

«В Ивановской области – лучшие учителя»

Людмила Николаевна – человек в регионе известный. Педагог с сорокалетним стажем, с 1987 по 2000 год она возглавляла областное управление народного образования. Время было непростое, особенно девяностые: сокращение бюджетов, забастовки учителей, снижение уровня жизни… Сфера образования тогда пострадала, пожалуй, больше других. «Когда я пришла на это место, мысль была только одна: «Господи, не справлюсь!» – вспоминает Людмила Николаевна. Но справилась, как справлялась со всеми трудностями.

Родилась Людмила Николаевна в крымском поселке Черноморское, но вскоре семья переехала в Харьков, где она училась в единственной русской школе. Первую руководящую должность маленькая Люда заняла… в 4-м классе: стала пионервожатой у первоклассников. После уроков часто оставалась в школе дожидаться, когда за ней придет мама или брат. «Это было чудесное время! Я ходила по всей школе, всё рассматривала, заглядывала на уроки к старшеклассникам. Думаю, именно благодаря этому школа и заняла в моем сердце особенное место, – рассказывает Людмила Николаевна. – А еще на мой выбор повлиял чудесный учитель русского языка Леонид Павлович Басов, который окончил Ивановский педагогический институт и настоятельно советовал мне поступить именно туда. Но я, к удивлению многих, не поступила: в моем сочинении было очень много украинизмов: в Харькове разговаривали на смеси двух языков».

Людмила Николаевна не захотела возвращаться домой ни с чем и поехала работать в Шую, где предоставляли общежитие. Через год поступила в Шуйский педагогический и получила специальность учителя начальных классов. Потом прошла математические курсы и уехала преподавать математику в Родники. Постепенно талантливый педагог стала расти и в руководящих должностях: инспектор районо, заведующая районо, заместитель председателя райисполкома Родников, секретарь обкома партии. А потом ее назначили на должность начальника управления народного образования.

«Я вспоминаю эти годы со смешанными чувствами, – рассказывает Людмила Николаевна. – Всё разрушилось, началась перестройка: ориентиры, усвоенные с детства, покачнулись. Но учителя нашей области, очень грамотные, культурные, несмотря на сложности, остались верны своей профессии и сохранили ее лучшие традиции. Я много ездила и по стране, и по миру, но нигде не встречала более профессиональных, чутких, грамотных учителей, чем педагоги нашей области».

За годы ее руководства было сделано многое. Среди самых важных достижений Людмила Николаевна называет создание в области медико-педагогической комиссии, которая помогала определять точные диагнозы каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья, разработку региональных программ развития образования области, межведомственных программ «Одаренные дети» и «Дети-сироты». С 2004 года на базе Дома детского творчества № 3 успешно работает центр духовно-нравственной культуры «Вечные истины», созданный при участии Людмилы Добряковой. И до сих пор, уже будучи в должности советника губернатора, Людмила Николаевна активно интересуется жизнью ивановского образования: посещает школы, изучает новые методики преподавания, помогает учителям и директорам школ.

«Современные педагоги – прекрасные люди, – считает Людмила Николаевна. – Но, на мой взгляд, они слишком увлечены технологиями, компьютерами, гаджетами. Порой за весь урок они не поднимают головы от монитора. Как же воспитывать детей? Нужно обязательно заглядывать в их глаза, знать, чем они интересуются, о чем думают. А воспитание, на мой взгляд, – это самое важное для человека. Оно даже важнее образования, потому что воспитанному человеку стыдно чего-то не знать... Очень бы хотелось, чтобы наравне со всеми новинками, которые готовит современный мир, не пропадала простая человечность».

НАГРАДЫ

Заслуженный учитель школы РСФСР, награждена орденом Почета, знаком «Отличник народного просвещения РСФСР», многочисленными почетными грамотами и ведомственными наградами.


Елена Рева, учитель математики фурмановской школы № 7, мама четверых детей:

«Я учусь у своих учеников»

Педагогом Елена Александровна мечтала стать с детства. Признается, что даже не помнит, чтобы думала о каком-то другом будущем. «В раннем детстве хотела стать воспитателем, потому что наши воспитатели в садике были замечательными, и я всегда хотела быть похожими на них, – рассказывает учительница. – Но когда в пятом классе к нам пришла учительница математики Людмила Васильевна, мои приоритеты сменились: только учитель и только математика!»

Уроженка Ивановской области, Елена Александровна после окончания института три года проработала в Вологодской области, но потом вернулась преподавать на родину. В большой (около тысячи учащихся!) Фурмановской школе она преподает математику уже 8 лет. В этом году «подключилась» и физика.

«Мне очень нравится работать с детьми, – рассказывает Елена Александровна. – С ними интересно – и с большими, и с маленькими. Чувствую, что профессия – мое призвание. Конечно, к концу учебного года устаешь, и, признаюсь, начинают появляться мысли о смене профессии. Но меня всегда останавливает мой муж, который говорит: «Ну зачем тебе уходить? Это – твое. Было бы не твое, ты бы не сидела ночами над тетрадями». И действительно, за время отпуска я успеваю очень соскучиться по детям, а в голове уже появляются мысли о том, как провести какое-то мероприятие, написать сценарий…»

Проявить свои творческие способности Елене Александровне помогает классное руководство. Экскурсии, поздравления именинников, новогодние сказки, КВНы – всё это не дает скучать не только ее шестиклассникам, но и ей самой. «Так сложилось, что у нас в классе очень активные бабушки, – рассказывает учительница. – Родители заняты с утра до вечера, а бабушки с удовольствием откликаются на все мои задумки».

Кстати, так получилось, что в классе Елены Александровны учится ее младший сын Никита. «Он безумно переживал, когда узнал, что я стану его классной, – говорит Елена Александровна. – Но со временем привык и даже, по-моему, стал этим гордиться. Его этот факт очень мобилизует. А я всегда переживаю, как он напишет мои контрольные».

Всего же в семье учительницы четверо детей: двое сыновей и две дочки. Рождение последних четыре года назад Елена Александровна называет сбывшейся мечтой.

По словам педагога, современные дети кардинально отличаются от своих сверстников, которые учились лет 15 назад. Они прекрасно разбираются в гаджетах и новых технологиях, но у этого есть и обратная сторона… Хотелось бы, чтобы ребята больше читали художественную литературу. «Я замечаю их недочеты в этом даже как учитель математики, – говорит Елена Александровна. – Но, несмотря на это, и мне есть чему у них поучиться. Так что не только дети учатся у меня, но и я учусь у них».

НАГРАДЫ

Елена Рева – дважды призер муниципального конкурса «Лучший урок» (2012, 2016 гг.). В 2016 году – победитель второго регионального творческого конкурса учителей и преподавателей математики «Я – учитель!». Общий стаж работы – 20 лет.


Юрий Воробьёв, учитель физкультуры Хромцовской школы (Фурмановский район):

«Школа – это моя жизнь»

«Вы посмотрите, какой прекрасный зал получила наша школа два года назад!» – таким возгласом встретил меня Юрий Михайлович на пороге спортивного зала. Оказывается, малокомплектная школа в Хромцове получила серьезную поддержку в рамках партийного проекта и у нее появилось специальное резиновое покрытие на полу, набор лыж (это особенно ценный подарок, так как Юрий Михайлович – мастер спорта СССР по лыжному спорту) и мячей… О детях, соревнованиях, достижениях учеников и о работе Юрий Михайлович может говорить бесконечно. Он и его ученики – постоянные участники всех возможных лыжных (и не только) соревнований района. О себе же учитель рассказывает не так охотно.

А начиналась его спортивная карьера, как у всех мальчишек военной и послевоенной поры. В Фурманове (отсюда родом 75-летний спортсмен) мальчишки любили кататься с гор на лыжах. Маленький Юра всегда гулял с более взрослой компанией и рано повзрослел. «Первые четыре класса никто и не думал, что я буду заниматься спортом, – вспоминает Юрий Михайлович. – А когда в пятом классе перешел в другую школу, физкультуру у нас стал преподавать Виктор Николаевич Докукин, бывший фронтовик, на которого мы все смотрели как на бога. Он предложил тренироваться более усердно. В первых же соревнованиях мы победили более старших соперников – и всё: заболели лыжами навсегда».

В девятом классе Юрий уже имел солидные награды на всесоюзных соревнованиях. Затем был педагогический институт, а после его окончания, в 1963 году, Воробьёв уехал преподавать физкультуру в Пестяки. Но через год вернулся в родной Фурманов. При его участии здесь создали детскую спортивную школу. «Если с каких-то соревнований наши дети привозили награды за второе место, это считалось позором. Нам нужны были только первые места! И их было у нас большинство», – вспоминает Юрий Михайлович. Вскоре он стал директором школы и проработал в этой должности 42 года, воспитав множество мастеров спорта.

А общий педагогический стаж Юрия Михайловича – 48 лет. И всё это время спортсмен не только тренирует подрастающее поколение, но и сам до сих пор участвует во всевозможных соревнованиях: ходит на лыжах, плавает. Спорт всегда помогал бороться с болезнями, а еще – поддерживать хорошее настроение. «Мне мои дети говорят: «Зачем ты до сих пор работаешь? Не пора ли отдохнуть?» – А я отвечаю, что не могу жить без работы, – продолжает учитель. – Я уже однажды уходил – думал, поживу спокойно на пенсии. Но через месяц мне стало очень скучно. И я вернулся. Работаю немного, для души, и очень счастлив».

Юрий Михайлович считает физкультуру одной из самых важных в воспитании личности дисциплин. К сожалению, сейчас дети чаще сидят дома за компьютером, чем занимаются спортом. «Они както разобщены, каждый сам за себя. А ведь это неправильно. Я стараюсь их сплотить в единый коллектив. Съездим на соревнования, они там поболеют друг за друга и приезжают обратно уже друзьями. Это же замечательно! А тем парням, кто не хочет заниматься спортом, я привожу пример: вот вырастешь, женишься – и даже гвоздь забить не сможешь без спортивной подготовки. И жене нравиться перестанешь. На многих такие доводы действуют», – улыбается он.

Учитель до сих пор ведет очень активную общественную работу, его постоянно приглашают судить самые разные соревнования. Быть в гуще спортивных событий – его призвание. И сдавать позиции, несмотря на солидный возраст, не собирается. «Учитель и врач – профессии от бога, – считает он. – А в спорте нужно быть еще и фанатиком. Тогда всё получится».

НАГРАДЫ

За высокий профессионализм и творческое отношение к работе Юрий Воробьёв награжден значком «Отличник народного просвещения» (1986 год), медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени (2005). В 2012 году за многолетний добросовестный труд в сфере физической культуры и спорта был удостоен благодарности депутата Государственной думы


Татьяны Яковлевой. Надежда Кузнецова, учитель истории и обществознания ивановской школы № 3:

«Главное – развитие творческих способностей учеников»

Надежда Николаевна преподает историю уже около 46 лет. «Я всегда очень любила читать, – рассказывает она. – Часто даже на уроках читала. Сейчас дети под партами прячут телефоны, а я прятала книги. Меня даже наказывали за это. Наверное, потому и выбрала историю, что была очень начитанна и любила этот сложный предмет».

После восьми классов средней школы Надежда Николаевна устроилась на работу и продолжила учебу в вечерней школе, где окончила 10 классов и поступила в Ивановский пединститут. Окончила его в 1968 году и недолго работала в нескольких школах города. А с 1971-го перешла в 3-ю школу, где и осталась на долгие годы. «Это моя жизнь, мой дом, – говорит Надежда Николаевна. – Потому и уходить из этой школы или этой профессии никогда не хотела. Не было даже такой мысли. Да что говорить: я даже новогодние каникулы порой не могла высидеть дома! Первого числа еще держусь, а второго уже иду в школу, чтобы готовиться к урокам».

По словам Надежды Николаевны, школа – это ритм, из которого не хочется выходить; попадая сюда, учительница забывает обо всем – даже о том, что что-то болит. Да и дети щедро делятся своей энергией. «Если я почувствую, что уже не тяну, сразу уйду на пенсию, – говорит она. – Но пока даю фору молодым». И, словно в подтверждение своих слов, приводит свою личную статистику: в прошлом году – 9 призеров Всероссийской олимпиады, победитель регионального этапа межрегионального конкурса творческих проектов «Моя семейная реликвия», 6 победителей различных Всероссийских конкурсов и множество победителей международных состязаний. Первые дипломы ученики Надежды Николаевны начали приносить уже в этом году.

Во главу угла она ставит развитие творческих способностей учеников, пробуждение их интереса к знаниям. «Я им говорю, что в современном мире важно знать, откуда взять нужную информацию, и уметь правильно ее проанализировать, – продолжает учительница. – Часто в учебнике на тему урока написано всего несколько строк. И мы ищем информацию вместе. Это пробуждает в детях стремление узнавать больше, работать с источниками и критически относиться к ним. Потом дети удивляются, как мы смогли без помощи учебника найти ответ на поставленный вопрос». Еще одно важное правило Надежды Николаевны – уважение личности ученика. Даже если он не выучил урок, настоящий учитель никогда не должен опускаться до унижений. И с себя учитель должен требовать не меньше: например, уроки всегда должны начинаться вовремя и вовремя же, со звонком, заканчиваться. В этом тоже проявляется уважение – к личному времени ученика.

«У современных детей немного другие интересы, – продолжает учительница. – Раньше дети больше интересовались политикой, а теперь – гораздо меньше. Раньше дети знали историю гораздо лучше и стремились ее знать. Каждый год 7-8 человек из выпуска поступали на истфак, теперь же это редкость». Среди тех, кто с легкой руки Надежды Николаевны посвятил свою жизнь истории, – Елена Зайцева (Юферова), нынешний начальник управления образования города, Марина Лобач (Полывянная), учитель истории лицея № 22, и ее сестра Светлана, которая сейчас занимается наукой, кандидаты и доктора наук, преподающие в разных вузах…

НАГРАДЫ

В 2008 году Надежда Кузнецова стала лауреатом городской премии «Престиж» в области образования в номинации «За верность профессии», в 2015-м – дипломантом этого конкурса в номинации «Воспитание историей». Надежда Николаевна имеет высокие государственные и отраслевые награды. В 2012 году ей присвоено звание «Заслуженный учитель Российской Федерации».

Читайте также
По Золотому кольцу приезжайте в Иваново…
Прославили Лух на всю Россию
"Поперечная" чиновница