Среди нарушителей много сетевых МУПов
Самый большой вред водным ресурсам наносят хозяева предприятий, которые сливают недостаточно очищенные или вовсе не очищенные стоки в реки области. Как рассказал начальник областного отдела госконтроля, надзора и охраны водных биоресурсов Верхневолжского территориального управления Росрыболовства Алексей Торшинин, мера ответственности за нарушения, связанные со сбросом стоков с очистных сооружений, зависит от величины ущерба, который наносится окружающей среде. Если последствия серьезные – связанные, например, с загрязнением водоема, гибелью рыбы, – то возможна ответственность вплоть до уголовной.
Чтоб вы знали |
Закон запрещает в водоохранных зонах движение и стоянку транспортных средств (кроме специальных), за исключением специально оборудованных мест, имеющих твердое покрытие. Эти зоны имеют определенную ширину. Для рек или ручьев протяженностью до 10 километров – 50 метров; от 10 до 50 километров – сто метров; от 50 километров и более – двести метров. Для озер и водохранилищ норматив един: 50 метров. Но на особо охраняемых территориях (например, Уводьского водохранилища, Рубского озера и ряда других популярных у ивановцев водоемов) запретная для стоянки зона – 200 метров. |
«Нам чаще всего приходится наказывать предприятия за сброс недостаточно очищенных стоков», – замечает Алексей Торшинин. По его словам, за последнее время среди нарушителей Водного кодекса отметился кинешемский «Поликор»: в апреле предприятие оштрафовали на 10 тысяч рублей, должностное лицо – на 5 тысяч. За сброс недостаточно очищенных стоков такое же наказание понес комсомольский «Тепловик», а также кинешемский «Жилсервис». Последнему «было выдано предписание довести стоки до нормативов допустимого сброса. Оно не было выполнено в срок, мы обратились в суд, который определил штраф в 10 тысяч рублей», – сообщил Алексей Торшинин.
По его словам, за последнее время были составлены четыре протокола и одно постановление. Одно их них – на МУП «Пучежская Сетевая Компания» за превышение нормативов допустимого сброса сточных вод. Три других протокола сейчас рассматриваются инспектором (на МУП «Приволжская ТЭП», ЗАО «Индустриальный парк «Родники» и Кинешемский МУП «Водоканал»). К слову, еще в феврале суд апелляционной инстанции подтвердил правомерность взыскания с кинешемского «Водоканала» более полутора миллионов рублей в возмещение вреда, причиненного в результате сброса загрязняющих веществ в реки Кинешемка, Черная и Казуха.
Разумеется, это не весь перечень нарушителей, но он показателен: нарушают как раз те, кто должен очищать стоки.
В Шаче почти не осталось рыбы
Одна из наиболее показательных историй – с рекой Шача. Как рассказал Алексей Торшинин, после того как фурмановский «Водоканал» разделился на три части, трудно понять, кто и за что там отвечает. «Например, сейчас мы должны бы штрафовать предприятие «ВНК», которое занимается эксплуатацией очистных сооружений в райцентре и находится в цепочке последним. А там говорят, что их труба – это всего несколько метров, от очистных до реки, и что виноваты очистные сооружения», – сетует он.
Светлая струя |
В области есть и положительные примеры. В марте управление Росприроднадзора провело проверку индустриального парка «Родники» по выполнению ранее выданного предписания о необходимости обеспечить очистку сточных вод при осуществлении сброса в реку Юкша. Результаты анализа показали, что качество сточных вод теперь соответствует нормативным показателям. Сказалось то, что парк запустил локальные очистные сооружения. Это позволило существенно снизить нагрузку на городские и восстановить их эффективность. |
Разумеется, контролирует деятельность предприятий в этой части и Росприроднадзор. В апреле ведомство сообщило, что «ВНК» своими сточными водами причинило Шаче ущерб на 4 миллиона рублей. Таков итог проверки, которую провели в результате множества обращений граждан. Были выявлены нарушения природоохранного законодательства при эксплуатации очистных сооружений. Предприятию выданы предписания об устранении выявленных нарушений, а также предъявлено требование о возмещении причиненного вреда.
Но вряд ли «ВНК» поспешит заплатить. Даже от менее крупных штрафов там стараются откреститься. Так, руководство «ВНК» подало жалобу в суд по поводу якобы неправомерного штрафа, наложенного инспектором отдела, возглавляемого Алексеем Торшининым… Как бы то ни было, «теперь в Шаче даже ущерб, нанесенный животному миру реки, подсчитать затруднительно. Река уже так отравлена, что рыбы практически нет. Там уже нечему умирать», – заметил Алексей Торшинин.
Травит Шачу и «РСК». В мае Арбитражный суд Волго-Вятского округа оставил без изменения решение Арбитражного суда Ивановской области и постановление Второго арбитражного апелляционного суда, которыми с этого ОАО взыскано 3 миллиона 306 тысяч рублей в возмещение причиненного реке вреда.
Решить проблему с загрязнением Шачи, куда попадают сточные воды местных текстильных предприятий (самое крупное из них – «МирТекс»), пытаются не первый год. О ней известно и местным властям, и руководству территориального управления Рос потребнадзора. Заложниками же ситуации являются жители не только Фурманова, но и соседнего Приволжского района, по территории которого также протекает Шача. Никого здесь уже не удивляет плавающая в реке рыба красного цвета.
Руководство фабрики «МирТекс» сообщало о планах достроить и ввести в эксплуатацию локальные очистные сооружения уже в ноябре. Но точные сроки до сих пор не известны. «Каждый раз называются разные сроки ввода в эксплуатацию очистных сооружений», – замечает депутат Госдумы Юрий Смирнов, которому поступают жалобы жителей. Юрий Валентинович обратился к зампреду регионального правительства Сергею Зобнину с тем, чтобы в случае неисполнения обязательств к руководству фабрики были применены самые строгие меры, вплоть до привлечения правоохранительных органов. «Мое обращение нашло со стороны Сергея Зобнина понимание и поддержку, и в итоге было принято решение объединить наши ресурсы для достижения поставленной цели», – констатировал депутат. Так что надежда есть, но река уже сильно пострадала.