Александр БУЛАЕВ: «На такие сигналы реагируем молниеносно»

30 мая 2017 13:00

В МВД есть структуры, четко ориентированные на работу с детьми и подростками: в частности, подразделения по делам несовершеннолетних. Следственные органы штатами для такой спецификации не располагают. Однако это не означает, что дела, связанные с преступлениями против детства (а есть, увы, и преступления со стороны малолетних), рассматриваются «в общем потоке». Нет, отношение к ним со стороны следователей – особое… Об этом накануне Дня защиты детей мы беседовали с руководителем следственного упр

Чем опасен «единичный» педофил

Прежде чем привести статистику, которую перед началом встречи озвучил Александр Николаевич, напомню, что возглавляемое им ведомство занимается только делами о тяжких и особо тяжких преступлениях. За 2016 год и первый квартал 2017-го таковых в отношении несовершеннолетних совершено на 20% меньше, чем в 2015 году. «Если в 2015-м мы расследовали 121 преступление, то в 2016-м – 96», – сообщил он.

Основная часть преступлений – посягающие на половую неприкосновенность детей. «Имеются в виду те самые педофилы, которые, к сожалению, есть и в нашей области». За прошлый год было расследовано более 60 связанных с ними уголовных дел. Среди фигурантов есть люди с психическими расстройствами.

К сожалению, констатировал главный следователь региона, люди, совершающие такие преступления, встречаются и в сфере образования. «Причем они целенаправленно идут в школу. Нужна система, которая не пускала бы их туда». Федеральное законодательство позволяет руководителям образовательных учреждений более внимательно смотреть биографию тех, кто устраивается к ним на работу, в том числе и с использованием спецучетов органов полиции. «К сожалению, не всегда это срабатывает. Таких ситуаций немного, я не говорю, что в каждой школе затаился педофил, это единичные факты. Но когда этот «единичный» человек попадает в учреждение образования, он затрагивает интересы многих детей».

Красивый гаджет подвергает опасности

Не все дела против половой неприкосновенности связаны с физическим насилием, но психологические травмы для детей порой остаются на всю жизнь. «Эта травма может быть не осознана во время совершения преступления, но скажется потом». В таких случаях сотрудникам управления помогает психолог, работающая на договорной основе. «Она участвует в следственных действиях, чтобы мы не нанесли ребенку дополнительной психологической травмы»…

Штрих
В областном следственном управлении действует круглосуточная телефонная линия «Ребенок в опасности»: 8 800 250 37 31 добавочный номер 1.

Хищения – вторая по значимости часть среди преступлений, совершаемых в отношении детей (а иногда и самими детьми). «Сегодня у всех есть красивые гаджеты, друг у друга они их отбирают и не всегда понимают, что в этом и кроется преступление. В основном это грабеж, до разбоя редко доходит, хотя и бывает». Родители должны понимать: покупая для сына или дочери чересчур дорогой предмет, они подвергают ребенка опасности.

От наркотиков до вейпов…

В числе правонарушений, которые совершают сами подростки, волнуют преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков. «Мы видим, что несовершеннолетние в эту сферу тоже вовлечены – как в приобретение наркотических средств, так и в их сбыт».

Зашла речь о модных сейчас вейпах, которые всё чаще начинают упоминаться в «уголовном контексте», особенно по отношению к детям. На сегодняшний день они не запрещены («хотя понятно, что даже в имитировании способа употребления каких-то веществ ничего хорошего нет»), и следственные органы могут быть привлечены к противодействию им лишь на уровне разъяснительной работы.

Штрих
«Под крылом» следственного управления – два подшефных детских дома в Ивановской области: «Звездный» в облцентре и «Васильевский» (Шуйский район). Недавно сотрудники ведомства организовали для воспитанников детских домов турнир по мини-футболу, приняла участие в турнире и команда следственного управления. «Не выиграли», – улыбается руководитель управления.

Новое увлечение подростков – рискованное перебегание дороги перед машинами. Может быть, на это кто-то их провоцирует, в том числе через социальные сети? «Мы это отслеживаем и совместно с полицией работаем. На сегодняшний день случаев с причинением тяжких повреждений не зарегистрировано (уголовная ответственность наступает, когда налицо последствия)… В плане профилактики информируем, в том числе через СМИ».

«Синий кит» плывет из Сети

Факты гибели детей – особая тема. Относительно новый аспект – суициды. Трагические случаи в следственном управлении тщательно анализируют. В прошлом году в связи с ними было возбуждено четыре уголовных дела, с каждым случаем разобрались. «Отрабатываем всё: что на это повлияло, где мы могли бы сработать на опережение. В этом году такие случаи не фиксировались».

От родителей поступают сигналы о том, что роковую для подростков роль зачастую играют социальные сети. Всплывает пресловутая группа «Синий кит»… «На такие сигналы реагируем молниеносно. Есть конкретные примеры, когда ребят вытаскивали – не из петли, но из этой сети. И здесь нам помогли родители. Поэтому задача каждого взрослого – быть рядом, понимать, чем занимается ребенок, чем он увлечен».

Кстати, в последнее время сигналов по «Синему киту» стало меньше.

Тренировался на велосипеде без шлема

Александр Булаев рассказал и о том, как продвигается следствие по делам, получившим общественный резонанс.

Летом 2015 года в сельхозпредприятии «Вергуза» ребенок попал в зернохранилище и не смог выбраться. Расследование уголовного дела завершено, но гендиректор предприятия всеми силами пытался избежать неприятной процедуры получения обвинительного заключения: «Неделю бегал от следственного комитета. Пытался избежать направления уголовного дела в суд. Буквально в пятницу уголовное дело ему все-таки вручили».

В ивановской спортшколе № 6, где проводятся занятия по велоспорту, преподаватель ушел во время занятий. В результате ребенок выехал на тренировку без защитного шлема и получил тяжелую травму. «Возбудили дело, расследовали, направили в суд».

В Шуйском районе мальчик упал в незакрытый люк. «Мы сразу приняли меры, и на следующий день люки были закрыты». Сейчас определяется принадлежность колодца – это старые постройки, еще с советских времен. «Скорее всего, будем задавать вопросы местной администрации»… Версию о том, что здесь может быть замешан «Синий кит», Александр Булаев считает несостоятельной. Падение ребенка в колодец вряд ли можно связывать с соцсетями.

Убийство двухлетней девочки в ивановском парке «Харинка». Расследование практически на завершающей стадии. «В отношении обвиняемой проведена судебно-психиатрическая экспертиза в институте Сербского в Москве. Она признана вменяемой, находится в следственном изоляторе. Формулируем окончательное обвинение. На первоначальном этапе женщина полностью отрицала вину. Сейчас, понимая, что изобличена, дает показания. Планируем закончить расследование в ближайшее время».

ОТДЕЛЬНОЙ СТРОКОЙ

Пользуясь случаем, я задал Александру Булаеву несколько вопросов, выходящих за пределы обозначенной темы.

 - С момента опубликования интервью с вами в октябре прошлого года часть громких дел коррупционной направленности завершилась вынесением обвинительных приговоров. Соответствуют ли результаты ожидавшимся?

 - Говорить о том, что, расследуя дело, мы предугадываем размер и вид наказания и стремимся к его ужесточению, неправильно. Ни у кого нет такой задачи. Это системная работа, и каждый делает ее на определенном этапе. Дали информационный повод для работы СК различные органы – и ФСБ, и УВД. Мы отработали, передали дела в прокуратуру, и они ушли в суд. Там своя работа, в которую мы не вмешиваемся… Вынесение обвинительного приговора, наверное, еще раз подтверждает, что мы на правильном пути. У следователей есть чувство внутреннего удовлетворения от того, что работа сделана правильно.

 - Приходится слышать, что доказательная база по обвинению зампреда правительства Дмитрия Куликова базируется на одном лишь источнике – показаниях Вячеслава Сверчкова. Так ли это?

 - Дело Куликова еще не закончено, оно находится на завершающей стадии: он знакомится с материалами дела. Пытаться оценить доказательства, мне кажется, будет не совсем правильно… Есть тайна следствия… Мне кажется, интерес к этому делу со стороны СМИ перегрет. Это одно из немногих дел, по которому максимально дана информация со стороны СМИ. Причем, на мой взгляд, иногда и односторонняя: интервью адвокатов и так далее… Мы посмотрели, сколько по этому делу поступило депутатских запросов, сколько размещено информации и какого характера… Мне кажется, это не совсем правильно. Надо спокойно, внимательно смотреть за процессом и дальше уже определять, что там произойдет. Суд оценит, достаточно этих доказательств или нет.

 - На какой стадии находится расследование уголовного дела в отношении гендиректора «Барса» Сергея Кустова и каковы его перспективы? Проведены ли назначавшиеся экспертизы?

 - Пока всё в работе. Дело расследуется. Что будет дальше? Окончательные выводы еще не сделаны. Мы обязательно проинформируем СМИ.

Читайте также
«Буратино» за первые сутки проката собрал более 226 млн рублей
Революция подарила ивановским детям бесплатные "елки"
Новый год запрещали, но он вернулся