В погоне за вундеркиндами

16 мая 2017 12:51

Примерно в середине 20 века весь мир вдруг сошел с ума: родители загорелись идеей раннего развития. В США, Великобритании, Германии идеи «пионеров» раннего чтения и музицирования охватили прежде здравые умы. Эпидемия под лозунгом «Растим вундеркиндов!», несмотря на железный занавес, не прошла и мимо Советского Союза. И лишь сейчас появляются научные работы, свидетельствующие о том, что раннее развитие не приносит никакой пользы…

После трех может быть поздно?

А началось всё фактически с одного человека – американца Гленна Домана. После Второй мировой войны он работал физиотерапевтом в клинике, которая занималась лечением детей с серьезными повреждениями мозга. Однажды он заметил, что пациенты – даже полностью парализованные инвалиды – реагируют на определенные изображения. При этом активность их мозга увеличивается в разы. После этого Доман разработал и запатентовал особую методику развития этих ребятишек. Она давала колоссальные результаты: парализованные начинали двигаться, говорить, реагировать на окружающих. И тогда Доман решил, что методика может быть полезной и для развития здоровых малышей. Он основал Институт достижений потенциала человека и начал набирать группы для обучения. Результаты были впечатляющими. Доман написал несколько книг, которые до сих пор пользуются огромной популярностью,в том числе и в современной России.

Книга японского бизнесмена и писателя Масары Ибуки «После трех уже поздно», написанная в 1971 году, в которой он рассказывает о преимуществах раннего развития, до сих пор остается бестселлером в 150 странах мира. Основной постулат автора содержится в заголовке: он считает, что мозг человека активно растет и развивается лишь в первые три года жизни, а дальше только переосмысливает полученные знания.

Апологетами раннего развития в СССР стали супруги Никитины. Их семеро детей с пеленок росли в окружении развивающих игрушек, изобретенных самим Борисом Никитиным, букв, цифр и спортивных снарядов, ибо физическое развитие Никитины ставили во главу угла. Родители также написали и издали несколько книг.

Обучение с пеленок не гарантирует гениальности

Идеи раннего развития, а главное, впечатляющие результаты, полученные в те годы, заставили многих мам и пап встать с диванов и начать заниматься с детьми. 86-летняя жительница Иванова Валентина Судакова прекрасно помнит то время, поскольку тогда она работала логопедом в ивановской поликлинике № 1. «Статьи Никитиных несколько раз печатали в «Крестьянке», и результат был впечатляющим, – рассказывает она. – Родители брали их на вооружение. В основном это были мамы детишек, которые имели разного рода отклонения – задержки психического, умственного развития, ДЦП. В те годы здоровых детей, которые имели бы отклонения в речи, было очень немного, а сейчас это чуть ли не каждый второй».

И советы Никитиных, по словам Валентины Судаковой, когда родители серьезно начинали заниматься развитием детей, действительно работали, но речь шла именно о детях с аномалиями развития. «Помню даже, что родители мальчика с ДЦП Вани Кудрявцева ездили к Никитиным в гости. У Вани было тяжелое поражение нервной системы, он не ходил и фактически не говорил, но интеллект был сохранен. В то время я потеряла их из виду, однако слышала, что через год Ваня начал ползать. Что здесь помогло – трудно сказать, но, думаю, та встреча сыграла не последнюю роль. При этом родители здоровых малышей о каких-либо методиках редко задумывались. Исправили картавость за два занятия – и всё, больше я их не вижу».

Современные исследования, основанные на изучении интеллектуального и творческого потенциала детей, которые прошли через обучение в Институте Гленна Домана и поначалу демонстрировали впечатляющие результаты, подтверждают тот же факт: для детей-инвалидов эта методика была панацеей и спасением. Но почти 90 процентов здоровых детей, прошедших через обучение в домановском институте, выросли совершенно обыкновенными людьми – они стали врачами, учителями, водопроводчиками, музыкантами средней руки. 10 процентов получили ученые степени в разных областях.

Правда, здесь есть одно маленькое «но»: почти такое же соотношение наблюдается в группе людей того же возраста, но которые ничего не слышали о Домане и его методиках. Очевидно, что каждый здоровый человек – вне зависимости от того, обучали его с пеленок или нет, – в итоге достиг в развитии сопоставимых результатов.

К сожалению, эта же тенденция прослеживается и у детей Никитиных, которые давно выросли и стали взрослыми людьми: если в школе они учились на несколько классов старше сверстников, то вуз они заканчивали уже наравне с остальными. Каждый из детей Никитиных получил высшее образование, все они – порядочные и уважаемые люди. Но каких-то колоссальных успехов в науке, искусстве и других отраслях никто из них так и не сделал…

Не писать, а лепить из пластелина

Так нужно ли раннее развитие? Современные учителя однозначно говорят «да». «Дети, с которыми занимались в дошкольном возрасте, более внимательные и более смышленые, – говорит учитель начальных классов ивановской школы № 4 Татьяна Смирнова. – И эта разница к концу начальной школы фактически не выравнивается». Вопрос лишь в том, чем именно нужно заниматься с маленьким ребенком.

По словам Татьяны Смирновой, однозначно не стоит учить дошкольника письму. Можно освоить лишь некоторые элементы – овалы, наклонные линии, которые многим в первом классе даются с трудом. Если родители хотят научить ребенка читать, то не следует сначала учить алфавит – дошкольник должен получить представление о звуках и о том, как они произносятся. Но самое главное – это развитие мелкой моторики: пальчиковые игры, аппликации с использованием крупы (риса, гречи и т.д.).

Важно помнить: не стоит форсировать процесс. Ребенок, который хочет читать, и сам возьмет в руки книгу. «Это при условии, если она рядом есть, – говорит ивановский психолог Маргарита Логинова. – На самом деле, если ребенок растет в нормальной семье, никакой нужды в раннем развитии нет. Главное – это совместный досуг, постоянное общение, душевная близость. Если есть контакт, ребенок в любом случае возьмет свое. Это еще доказал выдающийся русский ученый Лев Выготский. Другое дело, если маленькому человеку нечего есть, пить, если он постоянно мерзнет, с ним никто не общается, тогда развитие останавливается. Социальная среда накладывает свой отпечаток, но гены имеют преобладающее воздействие».

Книги, шахматы, обучающие фильмы – всё это должно быть в воспитательном арсенале современного любящего родителя. Воспользуется ли этим ребенок – неизвестно, но у него однозначно должна быть такая возможность. А вот давление, нажим и завышенные требования однозначно не принесут пользы. «Детям нужно оставаться детьми, – говорит Валентина Судакова. – Может, я покажусь старомодной, но считаю, что дети должны бегать, прыгать, играть и смеяться, а не сидеть над тетрадями».

Наверное, мы и в самом деле предъявляем нашим детям завышенные требования, забывая о том, что сами росли совершенно иначе: играя в городки, «Казаки-разбойники» и прочие подвижные игры. Современные же дети накрепко заперты в темницы современных гаджетов и нашего неудовольствия их мнимыми неуспехами…

Читайте также
Шествие по местам, где "Русью пахнет"
Генеральный директор «Т Плюс» обсудил с губернатором Ивановской области подготовку систем теплоснабжения к зиме
Появятся ли в Юрьевце открытый бассейн и созерцательный сад?