Помогают маме общаться с продавцами
Уже войдя в фойе ивановской школы № 18, понимаешь, что ты попал в учебное учреждение с особыми укладом, атмосферой и историей. Взять хотя бы традиционное приветствие «Добро пожаловать!» на двух языках (русском и татарском). Или «Стену памяти», оформленную к 9 Мая, на которой запечатлены солдатские треугольники с русскими, армянскими, таджикскими, узбекскими фамилиями... «Стена» стала символом дружбы и единства, символом многоликого Иванова в многонациональной России. Ученики и педагоги несут сюда цветы – для своего деда и тех, кто вне зависимости от национальности шагал с ним рядом. Букетов набирается так много, что в школе уже не хватает ваз и ведер…
Красивая черноволосая девчушка, сразу же расположившая к себе широкой улыбкой, Басира Ниязай приехала с родителями из Афганистана. В многодетной семье пятеро детей: четыре дочери учатся в этой школе, родители планируют, что и сын будет ходить сюда же. По словам девочки, в ее классе есть ребята с разным цветом глаз, волос. «И все мы понимаем друг друга. Нас объединила эта школа, Иваново и русский язык».
Басира вспоминает, что, когда четыре года назад приехала в наш город, совсем не знала языка и очень этого стеснялась. Дома говорят на афганском (маме и сегодня совершать покупки в магазине помогают девочки). А сегодня Басира – почти отличница, староста класса, активистка. «У меня вся жизнь связана со школой, я здесь провожу времени больше, чем дома, – рассказывает школьница. – Сначала уроки, потом занятия языком, тэквондо, танцами. Бывает, что домой прихожу к девяти вечера, но мне здесь очень нравится: учителя добрые, ребята веселые».
Поначалу выручает язык жестов
Выпускники Денис Оганесян и Юнус Гайсуев рассказывают, что родители в свое время специально искали такую многонациональную школу, даже поселились поблизости, чтобы дети могли пойти в нее учиться. «Мне нравится, что здесь мы можем лучше узнать традиции, культуру разных национальностей, – считает Денис. – Мы с большим уважением относимся к другим народам, и этому нас учат не только дома, но и в школе». Юнус добавляет, что если между одноклассниками и возникают вдруг какие-то ссоры, трения, то они не касаются религии или традиций. Праздники, будь это Масленица, Сабантуй или Навруз, отмечают все вместе, и на концертах национальные номера гармонично перемежаются между собой.
Учитель начальных классов 18-й школы Гузель Абдурахманова признается, что учить детей, которые практически не знают русского языка, непросто, но помогает ей в этом собственный опыт. «Я по национальности татарка, сама училась в многонациональной школе, и поначалу тоже не знала русского, – рассказывает Гузель, приехавшая в Иваново много лет назад с мужем-военным. – Иногда переходим на язык жестов, занимаемся индивидуально. Хорошо помогает и общение в летнем лагере, где дети быстро учатся понимать друг друга».
Многонациональную школу в свое время закончила и «классная мама» (так ее прозвали дети за то, что она нянчится с ними, как мать, и проводит много времени) Фания Авхадшина. Она как педагог дополнительного образования занимается с детьми в уникальной классной комнате – «Комнате дружбы». В ней можно пообщаться, поучить уроки, получить ценный совет. Есть здесь и небольшой музей, где можно познакомиться с предметами быта и костюмами представителей национальностей, которые учатся в школе.
Заслуженный учитель Татарстана занимается с ребятами по специальной программе для нерусскоязычных детей. «Первым делом наши ученики приходят ко мне. Сначала сидят-стесняются, слово вымолвить боятся, – рассказывает Фания Мухаметовна. – А потом начинают говорить буквально по одному слову: «спасибо», «до свидания», «привет» – и я понимаю, что дело пошло… И ребенок идет в первый класс с пусть и минимальной, но языковой базой».
Не каждый родитель разрешит дочке танцевать
Но главная цель, которую преследует на своих занятиях Фания Авхадшина, – чтобы ребята не только с уважением относились к местной культуре, но и старались не потерять свою: к примеру, многие татары, по ее словам, совсем не знают родного языка и начали забывать традиции предков. «Мы устраиваем конкурсы национальных блюд с непременной дегустацией, дефиле в национальных костюмах, ставим народные танцы, – рассказывает педагог. – Наша группа называется «Мы такие разные». И ребята, правда, очень разные. Но эти занятия всех объединяют и учат чему-то новому, в том числе и нас, педагогов».
Фания Авхадшина говорит, что общаться с родителями приходится особенно деликатно, пытаясь найти «да» на каждое «нет». И приводит пример таджикской девочки, которой родители не разрешали исполнять народный танец, считая, что ребенку в этом возрасте уже негоже выходить на сцену. Преподавателю пришлось долго их уговаривать, чтобы получить «добро». В итоге мама даже благодарила Фанию Мухаметовну за такой красивый номер. Учитель говорит, что национальные танцы и показы костюмов разных народов приходятся по нраву и многим ветеранам: они вспоминают, что в молодости жили, к примеру, в Узбекистане, и благодарят за подобные воспоминания.
К девочкам в платках здесь все давно привыкли. «Мы понимаем, что иногда не стоит идти вразрез с традициями, – считает Фания Авхадшина. – Хотя всегда пытаемся объяснять, что принято в светской школе, а что нет. Однако устои и традиции порой берут верх». Были случаи, когда девочек забирали из школы и увозили на историческую родину: мол, она уже взрослая – замуж пора.
Новых учеников «поставляют» военные конфликты
Большую поддержку школе оказывает областная национально-культурная автономия татар и ее председатель Фярит Ляпин. Изначально здесь учились татары, которые селились возле мечети, поэтому многие и по сей день считают школу татарской. Хотя это давно не так. Самые многочисленные национальности обучающихся в этой школе ребят – узбеки, таджики, киргизы, азербайджанцы. И только потом идут татары.
Языком цифр |
• В 18-й ивановской школе обучаются ребята 23 национальностей. • Из 633 школьников 160 – иностранцы. • 30% учителей – молодые педагоги. |
Число школьников в 18-й школе постоянно увеличивается. Так, в прошлом году здесь было открыто три первых класса по 30 учеников (в связи с этим «Комнату дружбы» даже пришлось переместить в другое помещение), количество желающих учиться именно в многонациональной школе растет.
Администрация не скрывает, что сюда приходят очень разные дети: со сломанными судьбами, перенесшие трагедии и потери. «Каждое такое событие откликается пополнением в школе. К примеру, некоторое время назад было немало азербайджанцев и армян, затем появились абхазцы и грузины, два года назад мы приняли беженцев с Украины, а сегодня в школе появились молдаване и даже ливиец, – рассказала замдиректора школы Елена Прусова. – Таких ребят мы опекаем особо, с ними работает школьный психолог, на них сориентирована система дополнительного образования. Это воспринимается нашими педагогами, учениками и родителями уже как само собой разумеющееся».
Елена Борисовна добавляет, что, вообще, у них работают отзывчивые люди, небезразличные к чужой беде. И несмотря на то, что работать в школе непросто, текучести кадров здесь нет. «Наоборот, у нас очень много молодых учителей, которые приходят к нам, уже зная особенность нашей школы. Иногда приходится слышать, что качество полученных в нашей школе знаний не столь высоко, как хотелось бы, – подводит итог замдиректора. – Но на моей памяти не сдавших экзамены у нас не было. Наши ребята побеждают в спортивных и творческих конкурсах и фестивалях. И еще: мы нацелены на другое. Мы хотим, чтобы ребенок не считал себя не таким, как все, социализировался в обществе и учился находить язык с окружающими вне зависимости от того, откуда он родом и на каком языке говорит».

Ребят приветствуют на двух языках.