Портреты знаменитостей кисти ивановского художника

29 ноября 2016 12:37

Алексею Чернову довелось рисовать с натуры Николая Крючкова, Любовь Соколову, Евгения Евстигнеева, Всеволода Санаева... Причем портреты некоторых артистов приходилось писать прямо в концертном зале.

Рисует даже на приеме у врача

Художни жил и работал в разных городах России и за пределами страны. Однако свое счастье он обрел в небольшом городке нашей области – Фурманове, где у него появилась семья и, что важно для творческой личности, отдельная мастерская.

Алексей Михайлович написал столько работ, что уже со счета сбился. Это и неудивительно: как истинный творец, он рисует везде – и когда едет на попутке в облцентр, и когда ожидает своей очереди на прием к врачу, и просто при общении с друзьями…

На занятиях с китайскими учениками.

Запомнился один из первых рисунков в детстве, когда мама принесла ярко-красную кисть рябины и положила ее на стол. Шестилетний Алёша нарисовал ее карандашами и акварелью так, что даже мать, мечтавшая, чтобы сын стал мастером ткацкого цеха, поняла: у него есть способности в иной сфере. Мальчик начал заниматься во Дворце пионеров, а затем в ивановской художественной школе.

Главным человеком в жизни Алексея Михайловича была мама. Она родила его поздно, воспитывала одна. Беда пришла неожиданно. Проснувшись однажды утром, юноша увидел, что мать не встала с постели (обычно она просыпалась рано, готовила завтрак). Сын стал ее будить, но в ответ мать лишь пробормотала что-то невнятное – маму парализовало.

Алёша, которому в то время было 16 лет, ухаживал за ней сам. «Поначалу мама очень переживала, так как не хотела быть мне в тягость, – вспоминает Алексей Чернов. – Ее часто кто-то навещал, все охали да ахали, и от этого становилось еще хуже. А я настраивал на то, что нужно думать только о хорошем… В итоге мама потихоньку встала на ноги и прожила еще 19 лет».

Дипломная работа пострадала во время шторма

Именно из-за болезни мамы он старался не уезжать далеко и надолго. В армии служил в Шуе, окончил Ивановское художественное училище. Мечтал поступить в знаменитый институт Сурикова в Москве и в итоге добился своего.

Автопортрет(на съемках фильма в Таллине).

Годы учебы на графическом факультете Алексей Михайлович и сегодня вспоминает с некоторым благоговением. Его учителями были известные художники-академики: Евгений Кибрик, Николай Пономарёв, Михаил Алпатов. Особенно приятно ивановцу, что он однажды позировал своему учителю Евгению Кибрику, а также то, что его работа, как и работа учителя, вошла в каталог Всероссийской художественной выставки.

«Михаил Владимирович Алпатов – выдающийся советский искусствовед, образованнейший человек, знал шесть языков и всё делал как-то необычно, – вспоминает его ученик. – Например, когда принимал экзамен, он всегда рисовал кого-то из студентов. Иногда для того, чтобы закончить работу, тянул с оценкой: продолжал задавать всё новые вопросы и неспешно обсуждал ответ…» Несмотря на высокие регалии, учителя всегда были доступны для общения, обсуждения идей, активно участвовали в жизни студентов. Отношения между ними, по словам Алексея Михайловича, складывались более чем доверительные.

Несколько однокурсников нашего земляка стали народными и заслуженными художниками России. Алексей Чернов не упускает возможности поехать на выставку коллег, с которыми когда-то учился.

Кстати, на днях он побывал в Третьяковской галерее на экспозиции Ивана Айвазовского. «Я, также как и он, влюблен в море, его синюю гладь и переменчивость, силу цвета», – говорит Алексей Михайлович. Впервые писать море ему пришлось еще во время учебы в художественном училище, на практике в Риге. Вдохновившись силой и красотой стихии, Алексей даже тему дипломной работы выбрал – «Рыбаки и море». К сожалению, во время выхода в море в шторм альбом с рисунками унесло ветром – многое пришлось восстанавливать по памяти.

Мордюкова на портрет не согласилась

Скромный мужчина, внешне – типичный художник (борода, задумчивый взгляд, в сумке – мольберт, каталоги, бумага и карандаши) – дипломант Союза художников России, участник всероссийских и международных выставок. Его работы закуплены Министерством культуры России, есть в частных коллекциях Англии, Италии, Франции, Германии, Австрии.

Чернов работал во многих странах. В Таллине он даже успел сняться в массовке фильма «Легенды о Тиле». А в 2006 году преподавал рисунок и живопись в художественном институте в китайском Чжэнчжоу. Творить приходилось в разных условиях: и в палящий зной, и в проливной дождь. С продажи одной работы иногда получал сумму, которой могло хватить на покупку машины, а порой приходилось жить впроголодь.

Портрет Николая Крючкова.

Для любого мастера кисти престижно писать портреты известных людей. Алексею Михайловичу посчастливилось рисовать с натуры актеров Николая Крючкова, Любовь Соколову, Евгения Евстигнеева, Всеволода Санаева, Михаила Глузского, Ивана Лапикова, Николая Рыбникова... Чьи-то портреты приходилось писать прямо в концертном зале.

Вспоминает, что мечтал сделать портрет Нонны Мордюковой, но она только отшутилась в своем духе: «Пиши лучше молодых, красивых, что со старух-то взять?» А вот ее коллега Любовь Полищук, увидев зарисовки мастера, сделанные во время выступления, наоборот, предложила ему написать ее портрет, несмотря на то что ее мужем был художник Сергей Цигаль. Но запечатлеть звезду Алексей Чернов не успел: уехал преподавать в Китай, а вернувшись, узнал, что актриса умерла от рака.

С большим воодушевлением он вспоминает и об общении с Николаем Крючковым, давним поклонником которого был. Алексей Михайлович писал портрет живой легенды советского кино у артиста дома, в поселке Икше Московской области, где прошли последние годы артиста. Крючков рассказывал ему о своей жизни, о съемках, об одном из любимых фильмов Алексея Чернова – «Небесном тихоходе». А еще много курил и мог бесконечно говорить о рыбалке, которой был увлечен еще с шестилетнего возраста.

Алексей Михайлович – интересный собеседник и чудесный рассказчик. Он, кстати, упомянул, что у нас – журналистов и художников – много общего. «Художники, как и журналисты, – люди пишущие, – улыбнулся он. – Вы работаете с информацией, и мы тоже. Одна разница – мы ее немножко иначе преподносим, но границы размыты. Знаете, много художников пишут стихи, как и я, например. И зачастую поэты – хорошие художники…»

Читайте также
По Золотому кольцу приезжайте в Иваново…
Прославили Лух на всю Россию
"Поперечная" чиновница