Реклама лезет наружу

13 сентября 2016 10:17

Когда-то давно один известный музыкант спел про то, что «пластмассовый мир победил, макет оказался сильней». Если манкировать метафорическим смыслом вышесказанного, то рекламный мир пластмассовых вывесок, светящихся неоновых букв, информационных кронштейнов действительно оказывается сильнее памятников архитектуры и даже административных барьеров…

Вывески ограничили первым этажом

Поднимите глаза на исторические здания областного центра, оглянитесь по сторонам – многие памятники просто невозможно рассмотреть за пестрой наружкой. Если в спальных районах, на городских окраинах плакаты и неон даже разбавляют монотонную среду, то в центре, как правило, они только портят облик городов уродливыми бородавками.

Территория между Шереметевским проспектом и проспектом Ленина вся увешена наружной рекламой. Зачастую незаконной и ни с кем не согласованной, хотя многие здания, завешанные баннерами, носят статус объектов культурного наследия. Как, например, фабрика БИМ. Часть ее зданий относится к «достопримечательным местам», а часть – к «ансамблям». На первых разрешается размещение вывесок не выше первого этажа, площадью не больше 0,15 квадратного метра. Какие там вывески в реальности, можно увидеть на фото. На зданиях, считающихся частью «ансамбля», вообще разрешены вывески, исключительно согласованные с областным комитетом по охране объектов культурного наследия.

В прошлом году губернатор поручил проверить все домапамятники на предмет наличия незаконной рекламы. Следить за этим должно Ивановское управление по делам наружной рекламы.

С другой стороны, в соответствии с законом «О защите прав потребителей» каждый магазин, каждое предприятие имеет право на вывеску. Интересы бизнеса сбрасывать со счетов тоже нельзя.

Нарушения замазал в фотошопе

У сотрудников органов имеется обширный список объектов, за которыми нужно следить. Вот только штраф за несоблюдение требований – полторы тысячи рублей. Владельцу гораздо проще отдать полторы тысячи, чем согласовывать вывеску, заказывать специальный дизайн, соответствующий историческому облику. Заставить убрать конструкцию может только суд (такие случаи уже были, в Плёсе например), и процедура эта ох какая небыстрая: найти собственника не всегда просто (нужно обращаться с запросом в Росреестр), потом оповестить его, проследить за выполнением требований и т. д. Кроме того, некоторые собственники попросту не отвечают на запросы комитета, бегают от писем, как косящие от армии. А наружка продолжает висеть…

Такая ситуация, например, со зданием по улице 10 Августа, 18/17, в областном центре. Два полярных отношения к облику родного города можно видеть на перекресте проспекта Ленина и улицы Красной Армии. Два исторических здания напротив другу друга, через проспект. Одно полностью завешано рекламой, владелец второго проблему частично решил – убрал все плакаты со стен, перенес рекламу на отдельную стойку.

В Вичуге собственника одного из исторических зданий обязали убрать незаконную рекламу. Хитрец прислал фото, на котором реклама отсутствовала. Но оказалось, что ее просто-напросто замазали в фотошопе. Как рассказывает специалист областного комитета по охране объектов культурного наследия Михаил Денежкин, бывают случаи, когда владельцы выполняют требования и убирают рекламу, но вскоре она появляется вновь.

Аптеки должны «уродовать» памятник по закону

Трепетно к своим вывескам относятся владельцы крупных сетевых магазинов. Как правило, за согласованием в комитет они обращаются еще до того, как магазин открылся. Так, например, поступили хозяева «Дикси» на улице Красных Зорь. Сейчас идет процесс согласования наружки на «Магните» и «Пятерочке» в Кинешме. Обычно вывески делают схожими по цвету с фасадом или стилизуют под декоративные элементы (хотя к сетевикам это относится в меньшей степени). Идеальный вариант предлагают в Москве и СанктПетербурге – копируют исторические вывески.

Вообще, в небольших городах, являющихся историческими поселениями, например в Плёсе или Шуе, с рекламой на объектах культурного наследия строже, чем в областном центре. В Кинешме вообще есть историческое ядро, где на зданиях почти нет вывесок, а те, что присутствуют, соответствуют требованиям.

Интересная ситуация с аптечными вывесками. Они должны быть подсвечивающимися, чтобы потенциальный покупатель смог без труда отыскать фармацевтическую точку. Но на объектах культурного наследия вывески с подсветкой – табу. То есть собственник зажат между двух жерновов административной машины: куда ни повернись – наткнешься на штраф.

На сегодняшний день разобраться с засильем наружки в областном центре не так-то просто. Для этого необходимо серьезное ужесточение федерального законодательства и появление адекватных возможностей влияния на собственников. Впрочем, проблема находится не только в административной плоскости. Вопрос здесь – в уровне социальной ответственности владельцев площадей, их культурном уровне и отношении к родному городу. К сожалению, пока эти уровни невысоки.

Ивановский краевед Александр ТИХОМИРОВ:

- Если в советское время наружной рекламы практически не было, то до революции такие вопросы тоже поднимались. Жители жаловались на то, что вывески закрывают здания, об этом писали газеты. Особенно в Петербурге.

Сейчас рекламы многовато. И не только в областном центре, но и в районных. Например, в Вичуге. Здание коноваловского детского сада всё завешано, его и сфотографировать невозможно. А это объект культурного наследия регионального значения. Интересно, что у соседей, на исторических улицах Владимира или Суздаля, рекламы почти нет.

Читайте также
По Золотому кольцу приезжайте в Иваново…
Прославили Лух на всю Россию
"Поперечная" чиновница