Палешанка Светлана Парамонова – потомственный художник, председатель кооператива «Объединение художников Палеха». Она одной из первых в знаменитом на всю страну поселке начала заниматься росписью пасхальных яиц – еще в 80-х годах прошлого века. «Поначалу непривычно было писать сюжеты на такой округлой поверхности: краски стекали, но затем приноровилась. Вспомнила, как раньше художники пробовали и на гальке рисовать, и на ракушках, даже вазы расписывали», – говорит Светлана.

Трубящие ангелы.
Художница отмечает, что в советское время хоть и не было принято расписывать яйца, но друзьям и знакомым такие необычные подарки делали: на скорлупках изображали то сбор урожая, то поднятие целины. Сейчас отношение к этому празднику и сама тематика изменились: заказчики желают увидеть на яйце иконописные сюжеты, виды храмов и городов, кто-то просит написать Богоматерь. «Бывает, что заказывают портреты. Например, когда канонизировали царя Николая II, его портрет мы неоднократно переносили на сувениры в форме яйца. Частенько пишем бытовые сценки, сказочные сюжеты, виды Москвы и СанктПетербурга, а также традиционные для Палеха зимние тройки, сюжеты с архангелом Михаилом – воеводой в кольчуге и на красном коне», – рассказывает Светлана Парамонова.
На создание одного пасхального сувенира уходит не одна неделя. Процесс росписи длительный и практически не отличается от нанесения сюжета на ту же шкатулку. Разве что простора для творчества больше, ведь форма яйца позволяет делать линии округлыми и уводить их по замыслу художника в любом направлении.

Традиционные для Палехазимние тройки гармоничносмотрятся на любых сувенирах.
«Сначала на отпензованную поверхность кисточкой наносятся контуры будущего сюжета. Затем рисунок выполняется в цвете. А после наносится 2-3 слоя лака и вновь прорисовывается. Ну и по палехской традиции все орнаменты покрываются золотом и серебром. А чтобы изделие сияло, мы полируем его волчьим или лисьим зубом», – рассказывает Светлана.
К слову, в основном палешане расписывают яйца, вырезанные из липы или сделанные из папье-маше, реже – настоящие, куриные и даже страусиные. «Так как для создания эмульсии краски нам требуется куриный желток, мы с художниками частенько забавляемся на опустошенном яйце: то дружеские шаржи напишем, то сказочный сюжет. Так что для нас это – привычный материал», – улыбается Светлана Парамонова.
КСТАТИ |
Яйца к Пасхе для своей семьи художница красит только в луковой шелухе – такие получаются самыми вкусными и хранятся долго. Иногда во время варки к яйцу прикрепляет то листик петрушки, то прорисовывает какой-то сюжет воском, чтобы в итоге получился непрокрашенный участок, оживляющий пасхальный символ. Печет куличи и делает пасху Светлана по старинным рецептам. Говорит, этот праздник – один из самых любимых в семье, он особенно вдохновляет на дальнейшее творчество. |